Функция контроля

Контроль — управленческая деятельность, фиксирующая состояние объекта управления в заданные моменты времени. Так обеспечивается контроль выполнения производственной программы, контроль расходов материальных и финансовых ресурсов во времени и т. д.;
Контроль является продолжением планирования и сопро¬вождает процесс реализации планов. Он предполагает определе¬ние и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для установления результатов деятельности. Контроль включает также анализ отклонений от запланированных показателей. Сравнение и анализ стимулируют новые процессы принятия ре¬шения, которые в свою очередь инициируют проведение коррек¬тирующих мероприятий и обеспечивают долгосрочный обучаю¬щий эффект. Контроль становится действенным лишь тогда, ког¬да по его итогам или в его ходе принимаются меры по устранению недостатков и причин, порождающих нежелательные явления.
Контроль — это постоянный процесс, обеспечивающий достиже¬ние целей организации путем своевременного обнаружения возника¬ющих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объек¬тов управления проблем и изменений внешней среды.
Виды контроля
Контроль можно классифицировать по следующим признакам.
• по стадии производственного процесса различают: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транс¬портирования и хранения;
• в зависимости от субъекта контроля выделяют самоконт¬роль; контроль, выполняемый менеджером, контрольным масте¬ром, отделом технического контроля (ОТК); инспекционный контроль; государственный; международный контроль;
• по степени охвата объекта контролем: сплошной и выбороч¬ный контроль;
• по режиму контроля: усиленный контроль и нормальный контроль;
• по степени механизации: ручной, механизированный, авто¬матизированный, автоматический контроль;
• по способу получения и обработки информации: регистрацион¬ный, статистический, расчетно-аналитический;
• по периодичности выполнения контрольных операций: непре¬рывный и периодический;
• по времени контроля: предварительный, текущий, заключи¬тельный контроль.
Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы. Это входной контроль всех видов ресурсов, его цель - обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.
Планирование и создание организационной структуры позволяют осуществить предварительный контроль. Строгое соблюдение правил и процедур при выработке планов, четкое написание должностных инструкций, эффективное доведение формулировки целей до подчиненных — все это увеличивает ве¬роятность того, что планы будут реализованы, а структура будет работать так, как задумано.
Текущий контроль осуществляется непосредственно на стадии хозяйственного процесса. Его цель — совершенствование дея¬тельности, координация для движения к цели. Чаще всего объек¬том текущего контроля являются подчиненные, а субъектом - их начальники. Задача этого вида контроля — своевременно выявить и по возможности устранить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров.
Текущий контроль осуществляется на основе обратной связи, представляющей собой получение данных о ходе процессов. Этот вид контроля позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою деятельность и деятельность подчиненных так, чтобы избежать отклонений от наиболее эф¬фективного пути к достижению цели. Таким образом, текущий контроль дает возможность своевременно реагировать на меняю¬щиеся внутренние и внешние факторы.
Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Это контроль итогов, его цели — формирование мотивационных вознаграждений, корректировка поведения руководи¬теля, принимаемых решений, а также формирование планов на будущее на основе анализа полученных результатов.
Этапы функции контроля
В процедуре контроля выделяют следующие этапы: выработка стандартов; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

Виды технологий управления Выделяют следующие виды технологий управления:
-линейная – характеризуется строгой последовательностью отдельных управленческих фаз, вытекающих друг из друга и сменяющихся в соответствии с заранее намеченным планом (например, при управлении поездов);
-управления по отклонениям - исходит из того, что незначительные отклонения не требуют корректировки управленческого процесса и преодоление незначительных отклонений возможно силами самих исполнителей; вмешательство руководителя происходит лишь при значительной величине отклонений;
-управления по результатам – заключается в том, что в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей фазе, происходит уточнение последующих управленческих действий (например, при управлении войсками);
-управления по целям;
-управления по ситуации;
- поискового управления.

Powered by Drupal - Design by artinet