Занков Социология эффективность влияния обучения

В последние годы внимание общественности все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которым связывается возможность принципиальных изменений в школе. Еще в начале 30-х выдающийся отечественный психолог-гуманист Л. С. Выготский обосновал возможность и целесообразность обучения, ориентированного на развитие ребенка. По его убеждению «педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Обучение хорошо только тогда, когда оно идет впереди развития».
Одна из первых попыток практически реализовать идеи развивающегося обучения была предпринята Л. В. Занковым и его соратниками в 50-60-х годах прошлого столетия.
В 1995-1996 гг. система Л. В. Занкова вводится как параллельная государственная система начального обучения. Она в высокой степени соответствует принципам выдвинутым Законом РФ об образовании, требующем обеспечить гуманистический характер образования, развитие личности ребенка.
Основными задачами системы Л. В. Занкова являются: общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли школьников и как надежная основа усвоения ими знаний, умений и навыков.
Содержание представляет более богатое, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся. Богатство содержания достигается включением в учебный план таких учебных дисциплин как: естествознание, география, история, философия, иностранный язык. Обогащено содержание обычных, общепринятых в школе предметов – русского языка и чтения, математики и трудового обучения. Большое значение имеет самостоятельная деятельность учащегося по получению знаний.
При реализации системы используются следующие дидактические принципы:
• Обучение на высоком уровне сложности;
• Ведущая роль теоретических знаний;
• Изучение программного материала быстрым темпом;
• Осознание школьниками процесса учения;
• Систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и сильных, и слабых.
При этом проявляются многогранность, процессуальность, разрешение коллизии, вариантность методической системы. Организационные формы обучения проходят в виде урока, экскурсий.
Выявив недостаточный уровень разработки проблемы в теории и низкую эффективность влияния обучения на развитие детей в реальной действительности, Л. В. Занков показал необходимость ее исследования с опорой на достоверные научные факты, а также значение такого исследования для продвижения вперед теории и практики обучения. Уже в этом заключалась новизна подхода Л.В. Занкова к решению проблемы. Далее, в педагогике было осуществлено ее длительное фундаментальное исследование.
Нередко роль Л. В. Занкова как педагога-исследователя сводится к выдвижению новых дидактических принципов или в лучшем случае к созданию особой высокоэффективной для развития детей системы начального обучения. Главный результат его исследования – продвижение научной разработки проблемы и в содержательном, и в методологическом плане. Изначальная задача исследования заключается в том, чтобы раскрыть характер объективной закономерной связи между построением обучения и ходом общего развития школьников. Это была задача, никем ранее не ставившаяся. Новое заключалось в самой идеи исследования фактического развития школьников на выявление общего, а не только умственного развития.
Выдвинутая задача требовала адекватного метода исследования, который Л. В. Занков назвал экспериментально-педагогическим. Его суть заключается, прежде всего, в построении целостной экспериментальной системы обучения, существенно отличающиеся от обучения в массовой практике.
Надо отметить, что Л. В. Занков утверждал мысль – изучение передового опыта нельзя рассматривать как ведущий метод педагоги.
В ходе исследования соотношения обучения и развития эксперимент проводился, начиная с 1957г., когда был создан экспериментальный класс (с начала один) и в нем разрбатывалась новая, отличающаяся от обычной, система обучения.
Новым для педагогики (и в этом заключается другая особенность метода Л. В. Занкова) было и включение в состав экспериментально-педагогического исследования в качестве его органической части психологических методов изучения ребенка. Леонид Владимирович характеризовал общее развитие, указывая, прежде всего, на такие традиционно выделяемые стороны психики, как ум, воля, чувства. Изучение отдельных сторон психики ребенка не означало, что общее развитие понималось как суммативное объединение психических процессов. При всем своем новаторстве Л. В. Занков никогда не отрывался от традиционно сложившейся практики: изучались ход педагогического процесса и его результаты; новая система обучения была построена и охарактеризована с учетом тех дидактических основ, которые сложились традиционно и являются базовыми для любой системы обучения. Это постановка задач обучения, его содержание, дидактические принципы, методы, организационные формы, характер взаимоотношений учителей и учащихся, подход к выявлению результативности обучения.
Следующая особенность метода, примененного Л. В. Занковым, заключалась в том, что сопоставительное изучение развития в разных педагогических условиях дополнялось изучением детей в одних и тех же условиях обучения, т.е. изучением индивидуальных вариантов развития. Особенностью исследовательского метода явилась также организация массового педагогического эксперимента, что позволило определить возможности новой системы в различных условиях.
Для экспериментальной системы характерна иная, чем принятая в традиционном обучении, постановка задач: на первое место выдвигается развитие учащихся, которое рассматривается как основа успешного усвоения знаний и навыков. При этом важно подчеркнуть, что задача развития не только ставиться перед учителем, но и подробно разъясняется: определяется суть понятий развития, общего развития, их отличия от понятия «усвоение». Перед учителем раскрываются детали педагогического процесса, свидетельствующие о подлинной его ориентации не только на достижение высокой успеваемости, но и на решение задачи развития.
Характер взаимоотношений учителя и учащихся Л. В. Занков считал важнейшим компонентом дидактической системы. Во всех своих работах он пишет об уважении к личности учащихся, о предоставлении возможностей для их индивидуального развития, об особой, доверительной атмосфере на уроке, о значении использования в учебном процессе личного опыта детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемое. Созданию на уроке творческой обстановки, атмосферы сотрудничества способствуют содержание обучения и методы работы, которые обеспечивают многообразие видов деятельности учащихся и позволяет каждому из них полноценно участвовать в учебном процессе.
Одной из ярких черт дидактической системы Л. В. Занкова является неукоснительное требование к учителю обеспечить добрые, доверительные, насыщенные положительными эмоциями отношения между учителем и учащимся.
Система Занкова целостна, при ее реализации не следует упускать никакой из компонентов: каждый из них несет свою развивающую функцию и способствует решению задачи общего развития школьников.
Явное преимущество этой системы перед другими системами развивающего обучения в том, что она направлена на развитие всех сторон личности, а не только ума, интеллекта. Ум, воля, чувства ребенка, его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, его отношение к себе и окружающей действительности, к результатам своей деятельности оказывается в центре внимания при обучении по данной системе.
Здесь все иное: и дидактические принципы (обучение на высоком уровне трудности, ведущая роль теоретических знаний), и учебные программы (по географии она шире основной программы), и результаты обучения (учитываются не только результаты обучения школьника, но и его успехи в деятельности наблюдения, мышления, изменения эмоционально-волевых особенностей). Не исключаются и отметки, они выставляются за итоговые контрольные работы. Большое значение придается домашним заданиям. Кроме тренировочных упражнений они предлагают наблюдения за различными объектами, практические поделки, задания по самообслуживанию, просмотр телепередач, выяснение определенных вопросов у взрослых. Важным источником познания служат для школьников экскурсии.
Но система таит в себе определенные трудности: требует от ученика полной самоотдачи, способности к доверительным отношениям к учащимся, живому общению с ними, к быстрому, напряженному темпу работы на уроке, к постоянному обогащению интеллектуальными, нравственными, эстетическими ценностями.

Примером использования системы Л. В. Занкова может служить муниципальное инновационное учреждение среднего (полного) общего образования "Учебный развивающий центр "Лицей" (г. Серов Свердловскойобласти) создано в 1990 году. В настоящее время в нем обучаются ребята с I по VI класс и с VIII по XI класс на дневном отделении, юноши и девушки с IX по XII класс на вечернем и заочном отделениях. Кроме того, существует экстернат для взрослых людей, не получивших среднее образование в свое время.
В начальной и основной школе исповедуется полисистемный принцип содержания обучения: развивающие системы В. Давыдова, Л. Тарасова, Л.Занкова; американская "Школа завтрашнего дня" Д. Ховарда, традиционные учебные программы; изучение двух иностранных языков и т. п. Основная идея обучения в старших классах основной школы (VIII-IX классы) - так называемый "добор" образования для пришедших из других школ города учащихся: увеличение часов по предметам, традиционно трудным для освоения, либо по каким-то причинам не изучавшимся ранее. Средняя школа многопрофильная. За годы существования УРЦ освоены такие профили, как естественнонаучный, историко-филологический, физико-математический, инженерно-экономический, юридический, гуманитарный, коммерческий.
С 1997/98 учебного года в старших классах ведется работа с пятью учащимися по индивидуальному учебному плану и с двумя взрослыми - посистеме экстерната. Во всех параллелях большое внимание уделяется собственно филологическому образованию: увеличено количество часов на изучение русского и иностранного языка, литературы, ведется изучение риторики, в V-VI классах - двух иностранных языков.
Состоялось 6 выпусков из средней школы /трое учащихся получили серебряные медали/ и четыре выпуска из основной школы /четыре аттестата с отличием/. От 48% до 78% выпускников поступают в высшие учебные заведения с дневной, вечерней и заочной формами обучения.
За семь лет в УРЦ сложились свои традиции: выпускается газета "Лицей", есть видеостудия, доступ в Интернет, театральные группы, проводятся ежегодные первенства "Лицея" по плаванию, игровым видам спорта, легкоатлетическая эстафета, праздники посвящения в "лицеисты", юмора и смеха...
В педагогическом коллективе 43 штатных работника. Учителей высшей категории 2 человека, первой - 14 человек, второй - 10 человек. У пятерых есть опыт участия в областных и городских педагогических чтениях. На базе УРЦ работают городские проблемные семинары по физической культуре с элементами валеологии, психологическому тренингу для младших школьников, по театру как средству социализации, индивидуальному учебному плану старшеклассника, проектированию содержания образования.
В 1996 году школа стала лауреатом фестиваля-конкурса "Авторская школа-96".

Powered by Drupal - Design by artinet