Бухгалтерский учёт целевого финансирования

Для учёта средств целевого назначения на предприятии применяется пассивный счёт 86 «Целевое финансирование».
Рабочий план счетов ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» на 2004 год (приложение №1 к приказу «Об учётной политике на 2004 год» № 1 «А» от 5.01.2004 г.) предусматривает открытие к счёту 86 следующих субсчетов:
— 86/1 «Целевое финансирование (по ФЗ «Об инвалидах»)»;
— 86/2 «Целевое финансирование (прочие категории льготников)»;
— 86/3 «Целевое финансирование (дотация)»;
— 86/4 «Целевое финансирование (межгород)»;
— 86/5 «Целевое финансирование (пенсионеры).
В бухгалтерии ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» в соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000 государственная помощь принимается к учёту при наличии следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико - экономические обоснования, утвержденная проектно - сметная документация и т.п.;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки - передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Бюджетные средства, принятые к бухгалтерскому учету в соответствии с пунктом 5 ПБУ 13/2000, отражаются в бухгалтерском учете как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам. По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.
При подобном варианте учёта бюджетных средств их выделение отражают бухгалтерской записью - дебет 76 «Расчёты с прочими дебиторами и кредиторами», кредит 86 «Целевое финансирование».
Фактическое поступление бюджетных средств отражают по дебету счетов учёта денежных средств (51, 52 и др.), счетов учёта имущества (08, 10 и др.) с кредита счёта 76.
Бюджетные средства, использованные на финансирование капитальных вложений, списываются с дебета соответствующих субсчетов к счёту 86 в кредит счёта 98 при вводе внеоборотных средств в эксплуатацию (дебетуют счета 01 или 04 с кредита 08).
В течение срока использования внеоборотных активов в размере начисленной амортизации (дебетуют счета 25, 26 и др., кредитуют счета 02 и 05) бюджетные средства списываются как внереализационные доходы с дебета счёта 98 в кредит счёта 91.
Бюджетные средства, использованные на финансирование текущих расходов, списывают в дебет счёта 86 с кредита счёта 98 в момент принятия к учёту материально-производственных запасов, начисления оплаты труда или осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.
Суммы, учтённые по кредиту счёта 98, списывают в дебет данного счёта с кредита счёта 91 по мере отпуска материально-производственных запасов на производственные нужды, начисления оплаты труда и осуществления других расходов за счёт бюджетных средств.
Бюджетные кредиты, предоставленные организации, в соответствии с ПБУ 13/2000 отражаются в бухгалтерском учёте в общем порядке, принятом для учёта заёмных средств.
Необходимо отметить, что государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе и ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» могут получать средства целевого назначения от своих учредителей. В этом случае выделенные средства отражают по дебету счёта 75/1 «Расчёты по выделенному имуществу», и кредиту счёта 86. Фактическое поступление денежных средств отражается по дебету счетов учёта денежных средств и кредиту счёта 75/1 «Расчёты по выделенному имуществу».
Остаток средств по счету учета средств целевого финансирования в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в пятом разделе бухгалтерского баланса ГУП КК «Тихорецкое ПАТП» по статье "Доходы будущих периодов". Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 ПБУ 13/2000 в качестве доходов на счете учета финансовых результатов, отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации в прошлые годы согласно пункту 8 ПБУ 13/2000 в качестве доходов, но подлежащие возврату в соответствии с пунктом 14 настоящего Положения, отражаются на счете учета финансовых результатов в составе внереализационных расходов в качестве убытков прошлых лет, признанных в отчетном году.
В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию следующая информация в отношении государственной помощи:
— характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;
— назначение и величина бюджетных кредитов;
— характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;
— не выполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.
Вся информация в отношении государственной помощи должна отражаться в отчёте о целевом использовании средств (типовая форма бухгалтерской отчётности №6) и приложении к бухгалтерскому балансу (типовая форма бухгалтерской отчётности №5). На исследуемом предприятии информация о целевых поступлениях отражается только в приложении к бухгалтерскому балансу. Использование отчёта о целевом использовании средств на данном предприятии не предусмотрено, по моему мнению, не использование этой формы отчётности необоснованно. Следовательно, требования ПБУ 13/2000 применительно к раскрытию информации о средствах целевого назначения выполняются в неполном объёме.

Powered by Drupal - Design by artinet