Характер познавательной цели учащихся

В методике обучения географии существуют две классификации методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические. Она сложилась на основе исторических этапов развития обучения в школе.
Таким образом, содержание школьной географии предопределяет источники знаний и деятельность учащихся с ними под руководством учителя и самостоятельно по его заданию. Предмет изучения географии (за некоторым исключением, например, образцы минералов и горных пород) нельзя принести в класс, его заменяют средства обучения, многочисленные учебные пособия.
Следовательно, методика обучения географии использует методы по источникам знаний, так как невозможно представить себе изучение основ географии вне деятельности с источниками географической информации.
Словесные методы:
Речь - важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника.
Словесные методы так же древни, как и само обучение. Однако они не потеряли своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности школьников. Основное назначение словесных методов - передача учебной информации при введении новых занятий, формулировка целевых установок, актуализации опорных знаний, при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое влияние на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности.
Основное направление совершенствования словесных методов максимальное использование их потенциала в организации мыслительной деятельности школьников. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.
Наглядные методы обучения географии:
В этой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняет краеведческий материал и модели. Среди названных методов различают методы использования учебных картин, иллюстрированных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей.
Основная функция наглядных методов - обеспечение конкретным образным материалом процессам формирования теоретических знаний, а при изучении единичных объектов и территорий они обеспечивают формирование представлений о географических объектах (горах, реках, ландшафтах природных зон, и т.д.).
Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у школьников наглядно-образного мышления, остроты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти.
Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В некоторых случаях наглядные методы могут быть использованы для самостоятельного приобретения учащимися новых знаний как образного, так и абстрактно-логического характера. Главное направление совершенствования наглядных методов – организация деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности. В процессе обучения географии наглядные методы особенно важны, так как чуственное познание по времени предшествует рациональному.
Практические методы обучения:
Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т.д.). Общеизвестно, что многие географические сведения отражены в моделях, которые широко используются в дальнейшем познании географических объектов и явлений для установления закономерностей их развития, для выявления принципов, для создания гипотез и теорий. В учебном процессе, как и в географической науке, используется сама географическая действительность и ее модели в виде специально разработанных учебных пособий. На уроках географии и сами школьники создают модели: вычерчивают план местности, строят графики, диаграммы по результатам наблюдений за погодой, работают с контурными картами, вычерчивают схемы связей.
Суть практических методов обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания.
Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления. Они играют большую роль в формировании умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности школьников.
В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве ( а так же в непроизводственной сфере), методы работы с картами, схемами, профилями, статистическими показателями. Эти методы способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общесвенно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т.д.).
Практические работы – это форма организации учения школьников. Различают обучающие практические работы, выполняемые под руководством учителя, который объясняет последовательность действий, показывает образец их выполнения и дает задание, предусматривающее воспроизведение действий и их закрепление по ходу выполнения тренировочных практических работ. Тренировочные работы нацелены на закрепление и совершенствование учений, часть из которых может перейти в навык, т.е. автоматизированное действие, выполняемое под контролем внимания.
В период обновления содержания школьной географии роль практических методов усиливается, они способствуют связи теории с практикой, играют большую роль в приобретении краеведческих знаний и в подготовке учащихся к самостоятельной деятельности.
Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности школьников.
Объяснительно – иллюстративный метод (или информативно-рецептивный) предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников.
Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование специфических географических умений. Роль учителя заключается в том, что он системой знаний организует деятельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности. Главный признак этого метода – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданию учителя.
Метод проблемного изложения. Назначение этого метода - показать учащимся сложный путь познания, движения к истине, продемонстрировать образец доказательного решения какого-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых). Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решаются проблемы.
Частично-поисковый метод. Задача этого метода – постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять шаги в целостном процессе учебного познания.
Исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Главное назначение этого метода – приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изучения нового учебного материала, которое складывается из изучения факторов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обосновании их правильности.
Все эти причины позволяют предложить в методике обучения географии бинарную классификацию методов обучения, в основу которой положено два признака: внешние формы проявления методов (источники знаний) и внутренние – уровни познавательной самостоятельности и активности учащихся. Внешние (объективные) и внутренние (субъективные) стороны методов необходимо учитывать, так как у понятия «метод» есть два родовых понятия: способ деятельности (для субъектной стороны) и система знаний как отражение сущности объекта. Объектная сторона в методах представлена содержанием учебного материала, который выражен для учащихся в разнообразных источниках знаний.
Самостоятельная деятельность учащихся. Это существенная характеристика методов обучения. Внимание к деятельности учащихся как к составной части метода обучения требует внести ясность в понимание сущности терминов «самостоятельная деятельность школьников» и «самостоятельная работа». В методике обучения географии под самостоятельной работой понимают форму организации обучения – в строго определенное время школьники выполняют задание учителя без его вмешательства, результат выполнения задания подлежит проверке.
Таким образом, методы обучения – сложная дидактическая категория. Они тесно связаны с целями и содержанием школьной географии, изменяются во времени в связи с изменением целей и содержанием дисциплины.

Powered by Drupal - Design by artinet