Компоненты содержания школьной географии

При анализе содержания выделяют четыре основных компонента: знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и деятельности.
Знания - это основной компонент содержания, представляющий основы географической науки. Предметные научные знания как отражение внешнего мира, идеальное воспроизведение в языковой форме объективной действительности делят на две группы теоретические и эмпирические. Теоретические знания в содержании программы представлены теориями, гипотезами, понятиями, принципами, связями-законами и закономерностями. Наиболее важную часть теоретических знаний составляют понятия. Без них нельзя раскрыть связи, закономерности, нельзя сформировать научное мировоззрение. Усвоение основ наук означает прежде всего овладение понятиями этой науки. Умение логически мыслить в любой области науки достигается отчетливым пониманием немногих по числу, но глубоких по содержанию фундаментальных понятий.
Понятие – это форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения объектов и явлений. Они имеют строгое логическое определение и выделены в программе как единицы, заданные для усвоения. Овладеть понятием- значит не только усвоить его содержание, но и уметь использовать понятие в ходе учебного познания.
Эмпирические знания представлены в школьной географии многочисленными фактами, представлениями, они служат базой для формирования теоретических знаний. Однако они важны и сами по себе, так как факты в географии играют большую роль, ведь география наука не только теоретическая, но и прикладная (практическая).
Умения – второй важный компонент содержания, это знания о способах деятельности и сами действия, освоенные в процессе выполнения упражнений. Эти упражнения выполняются, осознано, с обдумыванием последовательности действий. Роль этого компонента в содержании школьного географического образования постоянно возрастает, что является следствием изменений характера самой географической науки, усиления ее конструктивной преобразовательной роли. Умения особенно важны в содержании программы, так как познавательная деятельность школьников развивается в том случае, если их обучают самостоятельно добывать знания. Сделать это можно только путем формирования у школьников умений и навыков. Своеобразие этого компонента географического образования в том, что умения – это операционная часть знаний. Знания и умения тесно между собой связаны и формируются одновременно. Например, знания о географических координатах и умения их определять по карте, знание существенных признаков понятия «ресурсообеспеченность» и умение определить ее по статистическим показателям для разных стран мира и т.д.
Опыт творческой деятельности - это надпредметное содержание, это умственные действия разного характера (сравнения, обобщения, классификация, умозаключения...). Содержание программы располагает большими возможностями обучения школьников творчеству.
Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности включает взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации, которые формируются в процессе учебной и практической деятельности. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности включает мотивы деятельности, нравственные проблемы, которые находят отражение в поведении школьников.
Итак, традиционная программа по географии была в основном направлена на формирование у школьников знаний об основах географической науки и специфических географических умений. В ней слабо были представлены два важных компонента содержания, которые призваны оказывать влияние на выработку у школьников таких качеств личности, как взгляды, убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Powered by Drupal - Design by artinet