Средства обучения

Новые концепции школьной географии:
Современный этап в разработке содержания школьной географии характеризуется созданием новых концепций ее построения. К основным направлениям обновления этой учебной дисциплины были отнесены: гуманизация образования, индивидуализация, базисный уровень, обязательный для всех учащихся, и т.д. Например, изучать географию предлагалось с курса краеведения.
Среди концепций, альтернативных действующей программе, наибольший интерес представляет концепция, разработанная 1989 г сотрудниками географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова В.Р.Крищюнасом, А.С.Наумовым, С.В.Рогачевым, А.В.Новиковым и А.В.Кушлиным под эгидой Временного научно-исследовательского коллектива «Школа» (ВНИК «Школа») Гособразования СССР под общим руководством к.п.н. А.М.Абрамова. Эта концепция включает характеристику современного состояния содержания географического образования в школе, положение об общественном развитии и целях преподавания географии в школе, принципы перестройки среднего географического образования, характеристику базового содержания географического образования по ступеням обучения. Авторы концепции признают неудовлетворительным состояние содержания школьной географии, считают его продуктом «директивного планирования», подчеркивают, что в школе не реализован огромный потенциал географии как средства интеграции знаний, их синтеза, утрачена культурно-воспитательная роль предмета.
В документе выдвигаются принципы создания абсолютно нового содержания школьной географии. Это принципы гуманизации, экологизации, плюрализма, историзма, междисциплинарной интеграции, принцип системности, увлекательности, вариативности. В концепции представлена общая структура географического образования, в основу которой положен страноведческий подход.
Программа, созданная авторами концепции, отличается оригинальностью построения и содержания, глубиной раскрытия материала, философскими обобщениями. Все ее содержание пронизано идеей великой роли географии для жизни человечества. Однако она оказалась труднореализуемой в школьной практике. В ее содержании резко преобладает описательный материал над объяснением, истолкованием; программа совсем не содержит четко выделенных и строго распределенных по годам обучения систем научных знаний.
Образовательной системе становятся присущи такие черты, как многообразие, вариативность, разноуровенность. Основным направлением построения нового содержания должна стать его дифференциация. Обучаясь по разным программам, учебникам, каждый школьник должен получить основу, ядро, базу, которые должны присутствовать в каждом учебном плане, в каждой программе.
Под стандартом образования понимают систему основных характеристик, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Эта норма должна отражать общественный идеал и учитывать возможности реальной личности, а также отражать и систему образования, в которой реализуются эти идеалы.
Идеология образования состоит в том, что его содержание строится не только на основе выделения основ наук как базы школьных дисциплин. Конструируются специальные образовательные области, которые представлены набором соответствующих учебных предметов и интегрированных курсов.
Стандарт служит основой для разработки программ по предмету. Стандарт состоит из двух разделов: описания содержания базового географического образования и требований к подготовке учащихся по предмету.
Стандарт географического образования – это научно-методическая основа конструирования структуры и содержания школьной географии. Переход от стандарта к реальному учебному процессу должен осуществляться поэтапно, через создание программ, учебников, средств обучения, методических рекомендаций для учителя.
Структура и содержание начального курса школьной географии:
Для того, чтобы правильно понять и оценить изменения, происходящие в области среднего образования и, в частности, в школьной географии необходимо остановиться на характеристике традиционного содержания и структуры школьной географии. Характерная черта программы - отражение структуры географической науки в структуре курсов школьной географии. Более 50 лет в школе существовали курсы экономической и физической географии. Так программа отражала деление на две основные ветви: естественную и общественную. В содержании курсов физической географии особое внимание отводилось изучению физико-географических процессов, протекающих в географической оболочке (атмосферная циркуляция, влагооборот, рельефообразование, почвообразование и др.), а так же процессам взаимодействия между компонентами природного комплекса. Следующая особенность программы - линейно-ступенчатое простирание содержания, что обеспечивало строгую преемственность в знаниях и умениях между отдельными курсами. Линейно-ступенчатое простирание программы позволяло постепенно усложнять учебный материал, формировать систему знаний. Каждый курс изучался в течении одного года и представлял собой определенную целостность. В 60-уе годы основной задачей было повышение научного уровня школьной географии, более полное отражение основ науки. Основной компонент содержания – знания были представлены системами знаний по частным географическим наукам и смежным с ней науками. Были четко выстроены системы топографо-картографических, геолого-геоморфологических, климатологических, и других систем знаний. В содержании программы была четко представлена тщательно обработанная система научных понятий, которые были специально выделены в тексте программы как единицы усвоения школьниками, как опорный каркас для научного объяснения и осмысления учащимися географических особенностей изучаемых территорий. При совершенствовании программы была выработана концепция ее обновления, основные положения:
Интеграция двух ветвей географии, усиление комплексных подходов.
Экологизация содержания всех курсов школьной географии посредством усиления ресурсоведческих вопросов, проблем сохранения живой и неживой природы, охраны окружающей среды.
Гуманизация содержания выражена в усилении внимания к человеческому, личностному фактору, к социальным аспектам развития общества.
Политизация школьных курсов географии была усилена посредством внимания к изучению политической карты, изменений ее в разных регионах мира, увеличилось число стран, которые подлежат изучению.
Экономизация программы по географии нашла отражение в усилении внимания к понятиям экономической географии и экономики, к изучению трудовой деятельности человека, которая отражает одну из форм взаимодействия природы и общества, к рассмотрению темпов роста, масштабов, структуры общественного производства, повышения его эффективности, к ознакомлению школьников с трудовыми навыками населения различных территорий.
Практическая направленность содержания школьной географии была выражена особым вниманием к формированию специфических для географии умений и навыков в тесном единстве с системами изучаемых теоретических и эмпирических знаний.
В структуре курсов школьной географии хорошо прослеживается характерная для географии игра масштабами.
Разнообразие программ и учебников по географии:
В настоящее время изданы разные по содержанию и структуре программы учебники. Их разнообразие способствует реализации принципа вариативности образования. Среди программ выделяют несколько типов: основные и для углубленного изучения профильные.
Основные программы по географии представлены традиционной программой, по которой пока работает большинство школ страны. Эта программа давно освоена в практике работы. Наряду с ней создано несколько авторских программ, раскрывающих базовое содержание школьной географии, как в целом, так и применительно к отдельным курсам.
Некоторые авторские программы незначительно отличаются от традиционной программы, иные предусматривают изменение начала изучения географии или последовательности изучения курсов.
Второй тип программ – дополнительные, углубленные программы, предназначенные для изучения географии в школах или классах с углубленным изучением предмета. Цель этих программ –удовлетворить и развить интересы учащихся к географическим знаниям, подготовить к выбору профессии. Этот тип программ создан для 8-11 классов. Углубление и развитие идет за счет нового материала.
Ряд программ рассчитан на углубление и расширение знаний по отдельным областям географии и смежных с ней наук.
Третий тип - профильные программы, предназначенные для удовлетворения разнообразных интересов учащихся. Содержание этих программ выходит за рамки школьной географии, в них представлены актуальные вопросы географической науки, сведения из других научных дисциплин. Гуманизация и гуманитаризация содержания образовательной области «Земля» открыли широкие возможности опоры в школьной географии на исторический материал, данные из этнографии, геологии, экономики, культуры, политики и других областей знаний.
К наиболее оригинальным можно отнести программы курсов «География культуры» (автор к.г.н. Т.Л.Смоктунович), «География религий» (Ю.Н.Гладкий, Н.С.Гордиенко), «Взаимодействие природы и человека. Глобальные и региональные подходы» (Т.В.Власова, В.А.Еремина, Т.Ю.Притула), «Рекреационная география» (Т.Ю.Притула) и др. К типу профильных относятся и такие программы, как «Медицинская география» для школ медицинского профиля.
Долгие годы при составлении программ основным критерием отбора содержания и построения структуры предмета была научность, т.е. содержание отдельных курсов соответствовало логике науки. Так, начальный курс географии во многом соответствовал логике общего землеведения, курс географии материков и океанов - логике региональной физический географии. При моделировании программ по географии, как, впрочем, и по другим предметам, нужны критерии отбора содержания. Прежде всего, необходимо соотнести содержание и виды деятельности, которыми должны овладеть школьники, с последующими функциями обучаемых, с системой ценностей, которые необходимо усвоить учащимся.
Стабильные учебники, как правило, соответствуют пока традиционной программе и рассчитаны на реализацию базового содержания образования, соответствующего федеральному компоненту учебного плана школы. Пробные учебники географии, выпускаемые меньшим чем стабильные тиражом, отличаются от последних оригинальными авторскими концепциями, иной, чем в стабильных, структурой учебного материала, большим вниманием к тем или иным вопросам содержания, логикой изложения некоторых тем. Эти учебники. Как и стабильные, хорошо известны учителям географии.
По углубленным и профильным программам, а также на основе новые концепций обучения географии создаются новые учебники.
Создаются новые учебники и учебные пособия, ориентированные на ценности отечественной и мировой культуры современного демографического общества.
Таким образом, обновление среднего географического образования начало осуществляться, школа получила новые программы и получила возможность выбирать учебники, количество и разнообразие которых с каждым годом увеличивается.
Однако в условиях обновления содержания, отсутствия единой программы, ослабления централизации и управления образованием и в условиях, когда еще не утвержден государственный стандарт образования, переход к новому требует осторожности.
Известно, что хороший учебник – это сценарий учебного процесса. Он предназначен не только передавать содержание, но и должен быть организатором самостоятельной познавательной деятельности школьников. В новых учебниках преобладает текст, тогда как современная тенденция состоит в увеличении методического аппарата, в переводе текста во внетекстовые компоненты учебной книги.

Powered by Drupal - Design by artinet