Возрождение

Две явных особенности и третья, как тенденция. Во-первых – это возрождение интереса к античности, не только к Священному Писанию, во-вторых – антропоцентризм, где человек в мире, его свобода и судьба – центр размышлений мыслителей, в-третьих – становление опытных наук.

Становление индивидуализма. Возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской морали. Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Джордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Детерминисткое истолкование действительности, Понимание общ-ва как суммы изолированных индивидов. Антропоцентризм - воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий. Гуманизм - отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания и имеет своим объектом ценность человека. Презрение к земному естеству заменяется признанием творческих способностей человека, разума, стремлению к земному счастью.
Франческо Петрарка (1304-1374) родился во Флоренции, проживал во многих городах Европы. Пытаясь совместить радости земного бытия с религиозными чувствами, стремился доказать необходимость изменения официального католического вероучения. Призывал к изучению философов античности, особенно Платона, но критиковал Аристотеля, считая, что не логические рассуждения, а познание собственной души приводит к истинной мудрости. Путь философии лежит через знание о человеке к знанию о мире.
Николай Кузанский (1401-1464) выдающийся философ и теолог своего времени. Основные труды: «Об ученом незнании», «О предположении», «Книга Простеца», «Апология ученого незнания», «О вершине созерцания».
Бог есть всеобщее, «максимум» вселенной. Но поскольку он проявляется в любой вещи, процессе, он и «минимум» Вселенной. Это есть актуальная бесконечность. Человек (как Божие творение) является «малым миром», включающий «большой мир». Человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к «всеобщему», т.е. к Богу. Человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Как и весь мир, он находится в постоянном развитии, движении. Познание вещей возможно при помощи чувств, разума и интеллекта, однако знание о конечных вещах всегда выходит за эти пределы. Безусловное знание мы можем постичь лишь символически. Бога мы познать не можем, т.к. он бесконечен, а космос можем, т.к. природа потенциальна бесконечна.
Джоpдано Бруно. Принцип «материального единства мира». Космос можно изучать, т.к. он состоит из одинаковых элементов. Вселенная - множество отдаленных миров. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Отождествляет Бога с природой. Праосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максимум. Движение как внутренний принцип природы является не случайным, но необходимым. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или богом.
Лоренцо Валла (1407-1457). Основной труд - «О наслаждении», переизданный в расширенной редакции под названием «Об истинном и ложном благе». Постоянно выступал против светской власти римских пап, доказывая бессмысленность аскетизма и монашества. Проведя исторический и филологический анализ, доказал подложность «Дарственной грамоты», по которой римский папа получал светскую власть над католическим государствами Европы от императора Константина в IV веке. («Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина»). Одним из первых гуманистов обратил внимание на наследие Эпикура, как обоснование новой гуманистической этики. Человек должен следовать природе – «Жить без наслаждения невозможно, а без добродетели можно». Истинное наслаждение душа испытывает в раю. «…наслаждение или удовольствие есть всегда благо, но стремлюсь я все же не к наслаждению, а к Богу. Наслаждение есть любовь, и Бог дает это наслаждение». Личность все в большей мере начинает восприниматься как центр бытия.
Марсилио Фичино (1433-1499) переводчик с греческого, философ, сторонник магии, магических обрядов. Будучи последователем философии Платона, перевел на латинский почти все диалоги Платона, Плотина и других поздних античных философов, «Ареопагетики».
Написал несколько философских произведений. Не разделял религию и философию, считая, что и та и другая берут начало в древних мистических учениях. Античная философия и христианское учение проистекают из одного Божественного источника – Логоса. Считал, что необходимо разработать единую религиозно-философскую концепцию – совместить древнюю мистику, философию Платона со Священным Писанием. Т.е. – концепцию всеобщей религии. Миру изначально дана Богом единая религиозная истина, которую люди, в силу своего несовершенства, не могут понять до конца, поэтому создают отдельные религиозные культы. В христианстве она выражена наиболее точно и полно.
Мир состоит из пяти уровней: Бог, ангел, душа, качество (или форма), материя. Бог и ангел – неделимы, бессмертны, нематериальны, бесконечны. Качество и материя – низшие понятия, связанные с материальным миром, поэтому ограничены.
Главное связующее высшие и низшие ступени бытия – душа. Она триедина – душа мира, душа небесных сфер и живых тварей. Проистекая от Бога, она оживляет материальный мир. Это – «центр природы, посредница всех вещей, сцепление мира, лицо всего, узел и связка мира».
Под понятием любви он понимает воссоединение в Боге реального, плотского человека с Идеей человека. Все в мире происходит от Бога и все вернется к Богу. Следовательно, истинный человек и Идея человека – это тоже одно целое.
Пико делла Мирандола (1463-1494) глубоко образованный аристократ, знавший древние и восточные языки. Опубликовал «900 тезисов для защиты на диспуте в Риме» и др. работы. Бог создал человека свободным, имеющим свободную волю. Он ограничен только «мировым порядком», преступив который, он теряет свое высокое достоинство. Путь к счастью. Изучение этики – науки о добре и зле (очищение от пороков), затем совершенствует свой разум философией. Без философии нет человека, поэтому каждый человек должен заниматься ею. Это пути к «естественному счастью». Высшее, «сверхъестественное» счастье дается человеку путем веры. Законы мира постижимы через разум. Высшие законы постижимы только через веру, высшее откровение. Получить целостное знание, понять божественную суть можно объединив философские знания со знаниями магическими и мистическими.
Помпонацци Пьетро (1462-1525) профессор Падуанского, затем Болонского университетов. Считает, что опыт важнее авторитета: «Доказывает опыт, а не Аристотель». Основные труды: «Трактат о бессмертии души», «О причинах сверхъестественных явлений или о чародействе», « О фатуме, свободе воли и предопределении». Человек является особым миром, он может придать себе любые качества и свойства, как добродетельные, так и низменные. Зло существует ради «Блага Вселенной», зло – часть гармонии целого, зло носит частный характер. Идея о двух истина. Есть абсолютные истины (веры, Бога) непознаваемые разумом, и есть истины, основанные на данных чувств, которые вскрываются в процессе познания реальности. Душа и тело неразрывно слиты. Следовательно, недопустимо дробление души на душу и тело.
Никколо Макиавелли (1459-1527) – руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. Сторонник самого жестокого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасно будущем только мешают жизни обычного человека. Человек – существо сугубо эгоистичное, собственный интерес – самый могущественный и, возможно, единственный стимул человеческой деятельности. Жизнь отдельного человека во многом определяется его способностью к действию, называя ее доблестью – «лучше быть смелым, чем осторожным». «Фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она представляет нам самим».
Макиавеллизм – характеризует такой образ правления, когда используются любые средства для удержания власти. Государство – это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Правитель обязан «по возможности не отдаляться от добра, но при надобности не чураться и зла». Религия и мораль – это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии и морали не может. Макиавелли не отрицает ни религии, ни морали. Просто у политики свои законы, государь не частное лицо, и то, что недопустимо в личной жизни, семье (ложь, насилие, жестокость и вероломство), - вполне допустимо в политике. В то же время, сильный правитель не будет действовать вопреки мнению и воле народа, ибо народ мудрее правителя.
Дезидерий Эразм Роттердамский (ок.1469-1536). Настоящее имя – Герхард Герхардс. Наиболее известное сочинение «Похвала глупости». С сарказмом и иронией рассматривает сложившееся отношение к человеческой мудрости. «Безумием» он считает схоластику, попытки толкования вопросов веры при помощи разума. Считает, что рассуждения схоластов о природе не достоверны, оторваны от реальной жизни. Страсти, желания, поступки, стремление к счастью, являющееся основой жизни, более первичны, чем рассудок. По его мнению, надо не многомудрствовать, а просто возродить в душе Христовые заповеди. Разделяя веру в свободное развитие человека, избегает его чрезмерной идеализации, переоценки и односторонности.
Мишель де Монтень (1533-1592). Его «Опыты» написаны на французском, а не на латыни – старался приблизить философию к человеку, к его жизни в целом. Вначале отдавал философские предпочтения стоицизму, затем виден интерес к эпикуреизму, но основное направление – скептицизм. Человек знает слишком мало, даже и не может знать большего. Следует признать несовершенство человека, успокоиться и радоваться, наслаждаться обыденной и повседневной жизнью: «Отличительный признак мудрости – это неизменное радостное восприятие жизни». Надо стремиться к любви и счастью, к покою души, комфорту тела. Величие человека в том, чтобы осознать себя не господином, а частью природы, частью всего живого, существующего в гармонии с миром.
Разделяет сферы действия религии и науки – религия должна заниматься вопросами веры, а наука познанием законов природы. Причем, вера руководит и управляет человеком, она заставляет служить себе и другие человеческие способности. Разум не всемогущ. С одной стороны, он ограничен верой. С другой, органами чувств. Кроме того, познание ограничено эпохой, полно заблуждений, устоявшихся мифов и предубеждений. Но другого пути для науки нет. Постоянное сомнение – нормальное состояние ученого. Знание – всегда процесс, а не догма. Там, где есть догмы, нет науки, но возможно откровение и вера. Результатом философского исследования он считал незнание, которое является не границей, а источником бесконечного процесса познания.
Томас Мор (1478-1535) лорд-канцлер английского двора. Известен своей «Утопией» - произведением об идеальном государственном строе и образе жизни.
Равенство предлагается во всех сферах – хозяйственной, социальной, политической, духовной и т.д., но прежде всего в имущественной – отмена частной собственности. И отмена денег. Но их устранение, это не самоцель, а лишь средство так изменить общественное устройство, чтобы появились возможности для развития человеческой личности.
Труд составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращен до 6 часов; наиболее тяжелые работы выполняют преступники. Политический строй основан на принципах выборности и старшинства.
Счастье – это цель общества и человека. Это не аскетизм, «суровая и недоступная» добродетель, а удовольствия творчества, познания, и удовольствия здорового тела. Полная веротерпимость, с постепенным распространением веры в Единого Бога, с пантеистической идеей Божественной природы.
Кампанелло Томмазо - итальянский философ, поэт, политический деятель создатель коммунистической утопии. Коммунистическая утопия К представляет собой программу всеобщего социального преобразования на основе общности имущества («Город солнца», произведение, построенное в форме рассказа мореплавателя), дополняемую утопией всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной коммунистической общине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством. Труд обязателен для всех, рабочий день сокращен до 4 часов. Огромное внимание уделяется развитию науки, просвещению и трудовому воспитанию. Руководство общиной находится в руках учено-жреческой касты.

Powered by Drupal - Design by artinet