Права человека и правовая культура

Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность человека,
"... стремление в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности
цивилизации".[38,с.94-95]. К сожалению, в нашем государстве население воспитано
на догматическом, пренебрежительном и поверхностном отношении к правам человека.
Дефицит правовой культуры ощущается повсеместно. В деле формирования правовой
культуры нашего общества необходимо использовать накопленный человечеством опыт
взаимоотношений личности и государства. Признание у нас приоритета
общечеловеческих ценностей, демократизация и гуманизация общественных процессов
поставили на повестку дня вопрос о новых подходах в работе по формированию
правовой культуры граждан. Очевидно, что прежние подходы, связанные с
воспитанием законопослушных членов общества, явно недостаточны для создания
демократического правового государства. [148,с.6]

Закрепление прав и свобод человека как одной из основ современного
государственного строя предполагает многообразие и свободный выбор взглядов,
жизни и деятельности личности, ограниченный только одним условием: запретом
действий, разрушающих личные права других людей. Уважение и защита прав человека
- это фундамент, на котором троится демократизм государственной власти,
политическая структура человеческой свободы. Свобода человека, оберегаемая
государством, порождает волю и способность к экономическому и социальному
прогрессу, который, в свою очередь, обеспечивает подлинный мир и расцвет всего
человечества [126,с.67].

Права и свободы человека восходят к категории важнейших общечеловеческих
ценностей. В специальный философский лексикон понятие ценности (именно понятие,
а не просто случайно употребляемое, модное слово) вводится лишь в 60-х годах XIX
столетия, когда за ним закрепляется вполне. Под ценностями понимаются "специфически
социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное
или отрицательное значение для человека или для общества (благо, добро и зло,
прекрасное и безобразное, заключенные в явлениях общественной жизни и природы)"
[202,с.407]. Понятие "ценность" является одним из основных в философии и
социологии. Впоследствии возникает теория ценностей, а в ней - целый ряд
различных школ: концепция натуралистического психологизма (Дж.Дьюи, К.Льюис, А.Мейнонг,
Р.Перри), концепция аксиологического трансцендентализма (В.Виндельбанд, Г.Риккерт),
общественно-практическая концепция марксизма, культурно-исторический релятивизм
(В.Дильтей, А.Тойнби, О.Шпенглер, П.Сорокин), структурно-функциональная теория (Ф.Знанецкий,
Т.Парсонс) и другие. В первое десятилетие XX века эта область исследований
выделяется в самостоятельную теоретическую дисциплину, которая получила название
- "аксиология" (от греч. "аксио" - ценность, "логос" - учение). Термин этот ввел
французский философ Поль Лапи и позже применил немецкий ученый Э.Гартман. Эта
отрасль науки нацелена на отражение ценностных аспектов действительности.

Формирование современного мышления в политической и правовой жизни общества
имеет самое прямое отношение к проблеме прав человека в их практической
реализации. Особое значение здесь имеет признание приоритета общечеловеческих
ценностей, отход от конфронтации, учет опыта других государств в реализации прав
человека, четкая позиция по вопросу об изначальном, главенствующем характере
прав человека, что находит свое логическое развитие в принципе взаимной
ответственности государства и личности [108,с.46]. На протяжении всей своей
истории человечество создавало целые своды законов для руководства социальным
поведением людей, для наказания преступных действий и поощрения поступков,
соответствующих правовым нормам. Человеческие права обеспечивают каждому
максимальную свободу индивидуальности, защищают его жизнь и достоинство от
всякого посягательства извне. По мнению известного мыслителя, протестантского
теолога Альберта Швейцера (1875-1965), было бы неразумно пытаться отрицать связь,
которая существует между правом и мировоззрением. Мировоззрение - зародыш всех
идей и убеждений, которые определяют образ действий личности и общества [216,с.90].
Представляется важным, что права человека, в отличие от нравственности, не дают
оценку интересам личности, а защищают, отстаивают и разграничивают эти интересы.
Права человека представляют собой единый комплекс прав и обязанностей. А по
своей сути права человека это воплощение в специфической форме высоких идей
справедливости, человеческой свободы и равенства, что предполагает, в свою
очередь, демократию, милосердие, гуманность [108,с.46]. Каждый последующий
общественный строй открывает новые возможности для развития личности, которая
все в большей степени становится носителем идеи равенства прав и свобод. "Ничто
человека в большее уныние привести не может, как лишение соединенных
человеческих прав" [170,с.14]. На этих принципах в значительной мере
основывались понятия смысла жизни, ценностей и идеалов. Последние не сводятся к
потребностям и интересам, определяющим поведение человека как индивида, -идеалы
тесным образом связаны с нравственными критериями, которые добровольно налагает
на себя личность. Огромное влияние на объем и характер прав и свобод оказывает
состояние демократии, духовная атмосфера общества, уровень культуры. Анализ всех
этих факторов помогает ответить на вопрос о том, почему в условиях одной
общественно-экономической формации в государствах различных регионов мира
закрепляется различный объем прав и свобод. Права человека взаимосвязаны со
всеми другими сторонами нравственно-духовной жизни народа. Понятие "права",
содержащееся в Декларации, подразумевает человеческие права. Речь идет о чувстве
человеческого достоинства, в равной степени присущем всем людям, кем бы они ни
были. Человеческое достоинство означает признание ценности отдельной личности в
обществе и необходимость защищать ее от неблагоприятных действий со стороны
других лиц или групп общественности, включая и правительство. "Моя свобода, как
право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других.
Право есть свобода, обусловленная равенством ... синтез свободы и равенства" [190,с.12,13].
Таким образом, личность в правовом государстве священна, человек в нем всегда
рассматривается как цель и никогда - как простое средство. На таком фундаменте
строятся все постулаты демократического общества. Истинная деятельность
государства должна быть направлена на благо общества и его индивидов. Помимо
свободы, для самореализации личности требуется и другой, тесно связанный со
свободой фактор, многообразие жизненных ситуаций. Замечено, что даже самый
свободный и независимый человек, оказавшись в условиях однообразной жизни, не
достигает должного развития [75,с.30]. В то же время не следует забывать о том,
что многообразие является следствием свободы. Государство не может желать
человеку другого состояния, кроме такого, при котором каждый отдельный человек,
пользуясь полнотой свободы, может развить все свои задатки и способности. Тогда
и физическая природа обретает в человеческих руках ту форму, тот образ, который
произвольно придает ей каждый человек в меру своих потребностей и наклонностей,
будучи ограниченным только пределами своей силы и своего права. Всякое
стремление государства вмешиваться в частные дела граждан, если они не ущемляют
прав других, неприемлемо и недопустимо. Располагая свободой, люди легче
объединяются в общества, которые во многом помогают государству в выполнении его
функций. В государственных же интересах допустить в обществе столько партий,
сколько есть в нем различных частных интересов: ведь если правовое государство
будет орудием только одной из этих партий, то откуда оно возьмет силу для
подчинения всех других [190,с.7]. Истинная свобода, истинное равноправие
осуществимы лишь в правовом демократическом государстве, отличительной чертой
которого является верховенство законов. Выполнение законов свидетельствует
прежде всего о том, в какой степени реализуются общегражданские права,
установленные в интересах всех и каждого. Объем таких прав в различных
государствах, конечно, неодинаков, и зависит от уровня политической культуры
государства. Однако каковы бы ни были эти права, они установлены как общее благо.
Всю историю прав человека можно рассматривать как путь постепенного признания
всеми народами достоинства и ценности человеческой личности. Каждая отдельная
личность - это продукт социализации, единый по существу субъект деятельности и
носитель определенных культурных ценностей. Рассматривая человека в структуре
философских категорий "общее-особенное-единичное", можно представить его как
человечество в целом и общечеловеческое в каждом конкретном представителе нашего
рода; либо как определенную общность людей (расовую, национальную, классовую,
конфессиональную, профессиональную, характерологическую и др.) и проявления этой
общности в конкретных людях; или же как отдельного человека в конкретной
единственности своего реального существования. Эта трехуровневая структура, по
мнению исследователей, представляет собой одну из важнейших универсалий бытия и
самосознания человека [157,с.30]. Каждый из этих уровней существует как
объективная реальность. Генетическая, экологическая, культурная общность
человечества в разной степени отражается разными историческими эпохами; по-разному
она осознается различными представителями одних и тех же эпох.

Powered by Drupal - Design by artinet