К вопросу о развитии философской антропологии

Вопрос "Что есть человек?" изначально является фундаментальным вопросом философии. Уже в самых ранних памятниках философской мысли (некоторые из них лишь сегодня доходят до нас) представлен вопрос человека о самом себе, откуда он пришел и куда направляется. В греческой фило-софии, под влиянием которой формировалось и формируется наше культурное пространство, два классических философа – Платон и Аристотель – развили наиболее целостные теории личности, в ка-ком отношении друг к другу находятся человеческие тело и дух, что значит то, что человек является одновременно духовным и мыслящим существом, как соотнесен человек с другими живыми сущест-вами. Эти вопросы занимали Платона и Аристотеля, как и морально-философский вопрос о том, что есть хорошая жизнь, eudamonia1*. Наряду с теориями вышеназванных философов, сложились и другие философские традиции, повлиявшие на последующую историю духа (Geistesgeschichte), как, напри-мер, философская школа стоиков. Отмеченные подходы к пониманию человека, появившиеся еще до рождества Христова, способствовали оформлению юридического понятия субъекта права в римском культурном пространстве. Наконец, в этой связи необходимо вспомнить о раннем Христианстве с его намерением указать общее направление поиска ответов на важнейшие вопросы человека. Без учета решающего влияния раннего христианства на историю духа невозможно понять с ее позиции раз-мышления человека о самом себе и о своем определении, о своем отношении к другим и к Богу. Влия-ние раннего Христианства на историю духа наиболее отчетливо выразилось в трудах таких христиан-ских "философов", как Августин и Боэций, которые своим пониманием личности наложили отпечаток на философско-теологические произведения последующих эпох.
Если вопрос о том, что есть человек, изначально представлен в философии, то сам термин "ан-тропология" появился в ней очень поздно. В 1501 году лейпцигский магистр Магнус Хундт опублико-вал книгу под названием "Anthropologium de hominis dignitate, natura et proprietatibus"2*. В 1594 году Отто Касман, ректор в Штаде, написал "Psychologia antropologica" ("Антропологическую психоло-гию"), вторая часть которой появилась двумя годами позже. Историю философской антропологии как дисциплины можно проследить в немецкой академической философии вплоть до конца XVI века. Но лишь в конце XVIII века в философской антропологии происходит своего рода "прорыв" Наряду с не-которыми публикациями1 по данной теме необходимо назвать кантовскую лекцию "Антропология в прагматическом отношении" (1772-1773). Предмет этой лекции – человек, равно как и реальный мир, в котором он живет и должен вести себя "сообразно с миром" (weltklug), а "для этого ему требуется знание человека". Антропология (если иметь в виду обозначенную тенденцию) представляет собой вид жизненной философии, которая с помощью метафизических формул пытается понять всего чело-века в его жизненной действительности. После Канта были и другие немецкие философы, такие как Шульце, Фрис, Фейербах и молодой Фихте, а также Дильтей, которые понимали под антропологией знание о специфической сущности человека и об особенностях его физической, психической, мораль-ной, духовной и культурной жизни.
Наряду с этим характерным для немецкой академической философии направлением, способст-вовавшим оформлению философской антропологии, в западно-европейских странах – Франции и Англии – имели место и другие направления. В этой связи уместно вспомнить о философии морали, которая при изучении жизненных обычаев человека, его "mores", "moeurs" или "morals", часто давала скептическое описание человека. В 1580 году Монтень – "отец-основатель" философии морали во Франции – опубликовал свои "Essai" ("Опыты"), за которыми позднее последуют размышления, мак-симы и афоризмы Ларошфуко и Лабрюйера. В Англии следует назвать графа Шефтсбери с его произ-ведением "The moralists" ("Моралисты"), направленным против трактата "De homini" ("О человеке") Томаса Гоббса, а также необходимо упомянуть Александра Попа и его "Essay on Man" ("Эссе о чело-веке"), первая фраза которого звучит программно "The propes study of mankind is man"3*. Эта тради-ция истории духа разовьется позднее в этнологическую дисциплину "cultural antropology"4*.
Задержимся еще на мгновение на развитии философской мысли в немецком языковом про-странстве. Идейный поворот к натурализму в конце XIX – начале XX веков привел к узурпации поня-тия антропологии эмпирическими социальными науками, и в особенности такими, как биология чело-века, генетика и наука о расах. Только в конце 20-х годов, а точнее в 1927 году, феноменолог Макс Шелер (1874-1928) в работе "Положение человека в космосе" возродил понятие антропологии в его исконно философском значении. Это произведение Шелера, вместе с его известной работой "Человек и история", заставило вновь осознать антропологию как абсолютно философскую дисциплину. Более того, Шелер, как и некоторые другие после него, решился утверждать, что в известном смысле "все центральные проблемы философии сводятся к вопросу о том, что такое человек и какое метафизиче-ское положение занимает он среди всего бытия, мира и Бога"2.
Важнейший импульс философских произведений Шелера, вероятно, связан с тем, что вопрос о человеке перестал рассматриваться как априорно философский и он должен был быть возвращен фи-лософии или одной из ее дисциплин. Этот вопрос уже нельзя было, как это в XIX веке случалось, ос-тавлять эмпирическим наукам. Из работы Макса Шелера следует, что, несмотря на такое количество знаний о человеке, которого никогда еще не было, все же никто не знает, кто такой человек: человече-ство – таково мнение Шелера – при всех своих исследованиях потеряло из виду самого человека3. Это утверждение, связанное с появлением учения о человеке, охватывающего все его особенности, способ-ствовало, и весьма значительно, становлению философской антропологии как дисциплины. Немногим позднее появилось другое фундаментальное произведение по философской антропологии, которое, од-нако, в отличие от сочинений Шелера, очень поздно привлекло к себе внимание. Имеется в виду ан-тропология Гельмута Плеснера. И то же самое можно сказать об опубликованной в 1927 году книге Мартина Хайдеггера, которая внесла свой вклад в развитие этой старой и одновременно новой дисци-плины, хотя Хайдеггер отрицал всякое "антропологическое" толкование своей книги. "Last not least"5* следует назвать философскую антропологию Арнольда Гелена, которая вышла в начале сороковых годов и много раз переиздавалась.

Powered by Drupal - Design by artinet