Действие как самоопределение

С точки зрения обыденного языка отождествление нетранзитивного типа действия с самоопре-делением крайне непривычно. Если мы сегодня говорим о самоопределении, то, как правило, – по крайней мире в немецком языке – доминирует тот семантический аспект, согласно которому самооп-ределение противопоставлено определению извне (Fremdbestimmung). Так, высказывание: "Я сам оп-ределяю, какую мне выбрать профессию" – означает то же самое, что и высказывание: "Я не позволю другим принять решение за меня". В данном высказывании содержится указание на то, что "я сам, а не другой" являюсь инициатором действия, то есть начинаю действие как бы сам по себе ("durch sich selbst" einleiten). В контексте такой обыденно-разговорной речи термин "самоопределение" – в том виде, как мы его использовали выше, – кажется чем-то вроде искусственного понятия. Однако это не означает, что такой метод незаконен, но при условии допущения, что нам удается прояснить, к какому человеческому опыту должно относиться это понятие.
Мы можем приблизиться к тому, что подразумевается под термином "самоопределение", если для начала обратим внимание на то, что в человеческом действии нетранзитивного типа сама лич-ность решает, что она есть и чем она хочет быть. В этом действии личность ориентируется на то, что дает ей последнее, окончательное и осмысленное обоснование ее бытия, на то, каким человеком ей быть. Здесь имеется в виду не то, что жизнь субъекта протекает по однажды установленному пути или же что субъект не способен к изменению своей "жизненной концепции". Скорее, речь идет о том об-стоятельстве, что субъект, вместо того чтобы "позволить-себе-существовать" (sichlebenlassen) день за днем, ориентирован на нечто, в чем он находит смысл своей жизни и за счет чего жизнь субъекта приобретает непрерывность (надситуативную целостность).
Такое указание на формальный структурный элемент человеческого действия еще ничего не го-ворит нам о содержании определенной целевой установки. Она необходима для более точного выде-ления и определения того плана, где проявляется личностное бытие субъекта, или, иначе говоря, про-является качественная идентификация субъекта. Причем, такой качественной идентификации субъекта невозможно достичь одним лишь указанием на него как на инициатора воздействия на окру-жающую действительность или же ее изменения. Это можно будет сделать лишь учитывая то, на что в целом ориентирован субъект в своей жизни.
Правда, здесь возникает очередная проблема. Если самоопределение предполагает такое отно-шение личности к самой себе, то для нее существенным вопросом будет ее собственное бытие: не сво-дится ли в этом случае бытие субъекта как личности к тому, в чем человек усматривает свое оконча-тельное жизненное содержание? Таким образом, это вопрос о том, идентично ли самоопределение с решением того, что является в конце концов существенным для субъекта. Последнее означает, что су-ществует как возможность самоопределения, так и отклонения от этой возможности. Отклонение от этой возможности было бы равнозначным тому, что бытие личности осталось бы "скрытым". Такие недостаточные проявления бытия субъекта являлись предметом многочисленных обсуждений, осо-бенно со стороны того философского направления, которое обычно называют экзистенциальной фило-софией, или экзистенциализмом. Назовем лишь двух представителей этого направлении – Серена Кьеркегора и Мартина Xайдеггера, которые обратились к вышеназванной теме с подробным феноме-нологическим анализом.
В связи с нашими рассуждениями важно показать, что этому самоопределению фактически со-ответствует конститутивный процесс "я" (то есть процесс конституирования, или определения, станов-ления "я"). Другими словами, качественной идентификации и проявляющемуся в самоопределении субъекту соответствует реальный конститутивный процесс со стороны "я". Но имеет ли смысл гово-рить о реальном конститутивном процессе человеческого "я"? Прежде всего очевидно, что "я" ощуща-ет себя различным образом включенным в свои действия. И эти различные способы своей включен-ности субъект не ощущает как качественно безразличные способы. Скорее, эти "способы бытия" оказываются феноменальными отражениями лежащей в их основе недостаточности или полноты об-ладания самим собой или распоряжения самим собой. Как субъект личности человек ощущает себя тогда, когда осознает, что он распоряжается собой или обладает собой.

Powered by Drupal - Design by artinet