Реагирование как характеристика тела

Однако отношения между телом и личностью, особенно в действии, то есть в поступке, не ис-черпываются одним только внешним опытом. С помощью этого опыта мы должны словно погрузить-ся во "внутренний мир" самого тела, затронуть этот "внутренний мир". Тогда эти отношения обозна-чатся полнее и четче. Дело в том, что тело обладает своим собственным чисто соматическим внутренним миром, – имеется в виду то, о чем мы думаем и говорим, когда называем тело человече-ским организмом (подобно организму животного). Поэтому тело в своем внутреннем мире обладает также и своим собственным чисто соматическим динамизмом; внешний динамизм тела, его "природ-ная" подвижность зависят именно от этого соматического внутреннего динамизма, что ни в коей мере не препятствует тому, чтобы все тело целиком с его внешней подвижностью становилось для личности местом и средством выражения.
Здесь речь идет не о присущем отдельным наукам познании телесного динамизма человека "как тела", а о его характеристике. Исходным пунктом такой характеристики должно быть утверждение, что человек как личность благодаря своему телу является аутентичной (подлинной) частью природы. Это проявляется, с одной стороны, в некотором сходстве с другими частями природы, а с другой сто-роны, в тесной связи с совокупностью всех внешних условий существования, которую мы также обо-значаем словом "природа". Что касается сходства, то в природе человек ближе всего находится к жи-вотным, и это особенно проявляется в определении человека как animal, снабженном прилагательным rationale. В такой дефиниции содержится фундаментальное определение человеческой природы. Это определение постоянно подтверждается в области естественных наук и создает предпосылки для из-вестной эволюционистской гипотезы о происхождении человека.
Тесная связь человеческого тела с природой как совокупностью внешних условий существова-ния и жизни способствует тому, чтобы охарактеризовать особый соматический динамизм человека. Обнаруживается, что этот динамизм можно понять и выразить с помощью термина "реагирование" (Reaktivitaet). То, что отличает человеческое тело как тело – это и есть реагирование. В узком смысле соматический динамизм можно охарактеризовать как реагирующий, и, соответственно, реагирующей будет потенциальность, лежащая в основе этого динамизма.
Прежде всего под реагированием как своеобразием тела подразумевается его способность реа-гировать подобно другим живым телам природы. Термин "реакция" – аналогичный; мы его использу-ем очень часто для характеристики некоторой совокупности человеческого поведения. Именно об этом мы думаем, когда говорим, что X определенным образом "отреагировал" на данную новость. При этом речь идет не только о соматической реакции, но одновременно и о психической, которая выра-жается в определенной эмоции, то есть в реакции чувства. Более того, используя это крайне распро-страненное выражение – "он отреагировал", – мы думаем также и об определенном решении и выбо-ре, и, следовательно, об определенном "ответе" воли на ценности. И нужно признать, что термин "ре-акция" в некоторой степени относится ко всем этим столь различным элементам человеческого поведения. Это доказывает аналогичный характер понятия "реакция" и в свою очередь указывает на то, что соматически реагирующий элемент глубоко укоренился в совокупности человеческого дейст-вия.
Причины того, что мы ограничиваем понятие реагирования соматикой, динамизмом тела, ле-жат в непосредственной связи тела с самой природой. Психический, эмоциональный фактор связан с природой лишь опосредованно, через соматику. Понятие реакции, которое мы используем для харак-теристики соматического динамизма человека, очевидно предполагает понятие действия – действия, источник и причина которого лежат в природе, представляющей собой единое целое, обусловливаю-щее существование человеческого тела и его особую активность (реагирование). Способность к реак-ции обнаруживают даже неодушевленные тела, как, например, способность расширяться под воздей-ствием тепла и способность к обратной реакции под воздействием холода. Аналогичную способность мы устанавливаем и у одушевленных существ – аналогичную, поскольку их реагирование протекает в витальной плоскости. Таким образом, если для исследования реагирования у неодушевленных пред-метов служат физика и химия, то в области живых существ ту же роль играет биология. В этой второй области мы констатируем, что реагирование есть своеобразие тела и даже в некоторой степени его "правило" или принцип его формирования, сохранения и развития. Этот принцип характеризует чело-века и в сфере его соматической потенциальности, и в проистекающей оттуда чисто телесной виталь-ности. В этой сфере и стоит понаблюдать за всеми явлениями соматического динамизма, то есть за реакциями, которые присущи человеческому телу и которые составляют его особую витальность.
Эта витальность носит вегетативный характер. Собственная жизнь человеческого тела вегета-тивна. Зачатие человека представляет собой в этом отношении начало вегетации, а смерть – ее конец. Внешние условия вегетации, характерные для человеческого тела, похожи на вегетативные условия других тел. Относительными признаками этих условий являются естественная среда, климат, атмо-сфера, питание и жидкость как средства соматической регенерации. Тело как организм по своей при-роде, а значит в силу врожденного своеобразия, настроено на вегетацию и воспроизводство. Основа-нием для воспроизводства служат половые различия человеческого тела – органы, которые физически способствуют зачатию нового человека и его развитию до того момента, когда он появится на свет, а затем и его появлению на свет, то есть рождению (в биологическом смысле) самостоятельной жизни. Динамическое основание всей этой вегетативной витальности человеческого тела представляет собой признак чисто инстинктивных реакций, которые осуществляются по образу самой природы. Эти реак-ции осуществляются, то есть происходят в личности, правда, без особого влияния воли, без участия самоопределения. Таким образом, они происходят в личности, но не являются ее действием, ее осоз-нанным поступком. Тело делает самое себя, следуя внутренним целям вегетации или же воспроизвод-ства. Это "деланье самого себя" человеческим телом носит реагирующий характер.
Реагирование в данном случае обозначает инстинктивную и динамическую связь с природой как особой биологической средой, совокупностью внешних условий как вегетации, так и воспроизвод-ства. Эта связь с природой целенаправленна, поскольку целью отдельных соматических инстинктив-ных реакций является вегетация, или же воспроизводство. Тем самым мы уже затрагиваем тему им-пульсов, о которых далее еще будет идти речь. Особой чертой соматической потенциальности человека является способность реагировать на раздражитель1. Эту способность необходимо подчерк-нуть особо, так как она придает реагированию человеческого тела своеобразный деятельный характер. Этот деятельный характер реагирования тела проявляется в сфере его физико-химической структуры, когда тело реагирует на раздражитель, в отличие от всех остальных случаев, когда тело лишь пассив-но подвержено воздействию внешних факторов. В строении человеческого организма эта способность реагировать на раздражитель непосредственно связана с нервной системой, которая "пользуется" всем телом и выявляет отдельные направления его реагирующего динамизма и лежащей в основе этого ди-намизма соматической потенциальности.
Проделанный анализ соматического динамизма показывает, что этот динамизм сам по себе не обнаруживает зависимости от самоопределения личности. Он является инстинктивным спонтанным динамизмом тела. Тело как организм представляет собой не только основание этого динамизма, но и его источник и тем самым побуждающую причину. Эта причина не есть воля, и поэтому особый ди-намизм тела не является следствием самоопределения личности. Поэтому мы не обнаруживаем его просто и непосредственно в таком опыте, где "нечто происходит в человеке", где не представлена воз-действующая сила личности. Реакция и реагирование сами по себе не содержат этой воздействующей силы личности. Поэтому можно говорить об особой воздействующей силе тела, присутствие которой в личности объясняется принципом онтологического (бытийного) единства человека. Тот факт, что это особая воздействующая сила тела познаваема, отличает ее от воздействующей силы личности и одно-временно ясно говорит в пользу онтологической комплексности человека. И этой комплексности нам не исчерпать понятием психофизической или же психосоматической сущности, что еще будет показа-но в ходе дальнейших рассуждений.
Факт совершенно особой независимости тела и его инстинктивного динамизма от самоопреде-ления личности влияет на то, что тело в целостной структуре человека как личности образует основа-ние, фундамент или же подструктуру того, что по сути составляет структуру личности. Ясно, что этот фундамент неотъемлем от единства человеческого бытия и, следовательно, от единства личности. Бо-лее того, на почве внутренней связи и обусловленности он определяет целостность его бытия. То об-стоятельство, что реагирующий динамизм, присущий человеческому телу, и свойственная этому ди-намизму витальность происходят в личности и происходят независимо от самоопределения, без активного вмешательства воли, ни в коей мере не уничтожает это единство, так же как не уничтожает его то обстоятельство, что вся вегетативная витальность и реагирование человеческого тела происхо-дят в человеке в общем-то вне сферы сознания. Мы констатируем, что в единство человеческой струк-туры глубоко встроена такая подструктура, которая существует и приводится в движение по образцу природы, а значит иначе, чем структура личности. Человеческое тело не представляет собой какого-то отдельного субъекта по отношению к тому субъекту, которым является человек.
Целостность человека как личности основывается на нормальном и, насколько это возможно, совершенном взаимодействии этой соматической собственной динамики с воздействующей трансцен-дентной субъективностью личности. Такая целостность является условием для возможной интеграции посредством личности. Отсутствие этой целостности затрудняет интеграцию и вызывает различные формы дезинтеграции. Можно сказать, что человек в момент самоопределения подключает реаги-рующий динамизм тела и таким способом использует его. Можно также сказать, что в момент само-определения человек "включается" в этот динамизм, что он осознанно использует его.
Движение тела есть само по себе нечто соматическое и тесно связано с реагирующей потенци-альностью тела, со способностью реагировать на раздражители. Эта способность глубоко пронизывает внутреннее строение человеческого тела и выступает наружу как особая воздействующая сила тела, а именно как "vis motrix" – сила движения. Если движение является следствием реакции на определен-ный раздражитель, то это движение может быть совершенно спонтанным, совершенно инстинктив-ным, – и тогда мы обозначаем его как рефлекс. То обстоятельство, что человек обладает рефлексами, по-видимому свидетельствует о некоторой независимости тела в отношении воли и тем самым о по-тенциальном своеобразии и динамическом единстве тела. Этот факт ни в коем случае не противоречит другому факту – в нормальном человеке постоянно повторяется синтез действия и движения. В реф-лексе можно заметить только "активизацию" тела, которой не хватает момента личного воздействия, тогда как синтез действия и движения как раз содержит этот момент. Синтез может состоять в том, что само движение и есть действие, поскольку оно (движение) управляемо волей, или же в том, что движение скрывается в действии, как оно может скрываться и в более крупном динамическом целом.

Powered by Drupal - Design by artinet