Идеи правового государства при переходе от феодализма к капитализму, в период ранних буржуазных революций

Юридическое мировоззрение нового восходящего класса требовало утверждения новых
представлений об автономности личности, о свободе человека, понимаемой уже не
только как свобода доступа граждан к участию в государственных делах (так было в
древности), а и как определенную независимость от государства посредством режима
господства права и в частных, и в публично -политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с
позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и
Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования
государств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить принцип политики,
осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры
идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени..
Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и
обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных
формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей
мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и
тем, что им принадлежит. Задача государства, по его мнению, состоит в том, чтобы
обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового
государства значительный вклад внесли философы-мыслители и просветители, такие
как Г. Гроций, Б., Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П.
Гольбах, Т. Джефферсон, Дж. Медисон и многие другие. Из этих учений можно
выделить наиболее важные положения о правовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права. Правовые
институты феодализма Гроций считал противоречащими природе человека. Поэтому он
выдвинул требования нового права, «отвечающего законам разума». Целью
государства он считал охрану частной собственности, посредством таких
правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное
пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства
по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства
народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан
повиноваться правителям.

По мнению Дидро, государственная власть так же возникает как продукт
общественного договора, который придает обществу организованную политическую
форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость,
с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государственная
власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном: «Лишь
нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ; лишь
воля народа является источником политической власти. «Главная цель государства,
по Дидро, есть обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.

Одним из первых, кто дал теоретическое обоснование демократии, был Спиноза. Он
утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует
каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов.
Он предостерегал правителей от посягательств на собственность, безопасность,
честь, свободу и иные блага подданных.

Т.. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он
разработал ряд прогрессивных положений о гoc- подстве права в общественной жизни,
которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями.. К их
числу относится обоснование формального равенства перед законом, незыблемость
договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как право делать все то, что не
запрещено законом, и тем самым подошел к наиболее эффективному принципу
правового регулирования общественных отношений: «разрешено все, что не запрещено
законом».

В трактовке Д. Локка, идея господства права воплощается в государстве, где
верховенствует закон, соответствующий естественному праву и признающий
неотчуждаемые естественные права и свободы индивида, и осуществлено разделение
властей. Такое государство с господством права он противопоставляет деспотизму:
«Свобода людей, находящихся под властью правительства, -отмечал он, -
заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого и
установленное законодательной властью, это свобода следовать своему собственному
желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от
постоянной, неопределенной, неизвестной, самовластной воли другого человека».

Обоснованный Гоббсом и Локком правовой принцип индивидуальной свободы лишь
словесно несколько расходится со ставшей актуальной и для нас формулой,
приведенной выше.

Основные представления о разделении властей получили систематическую разработку
в творчестве Монтескье. Различая в каждом государстве три рода власти -
законодательную, исполнительную, судебную, он отмечает, что для предотвращения
злоупотреблений властью необходим такой порядок вещей, при котором различные
власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Разделение и взаимное сдерживание
властей являются, согласно Монтескье, главным условием для обеспечения
политической свободы. Подвергая острой критике абсолютистские порядки, Монтескье,
как идеолог политического компромисса буржуазии и дворянства, отстаивал идею
умеренной конституционной монархии.

Идеи Локка и Монтескье оказали заметное влияние не 'только на последующие
теоретические представления о правовой государственности, но и на
раннебуржуазное конституционное законода-телъство и государственную практику.

Эго влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787. года.. Она
практически воплощает идею правового государства на американском континенте.
Автор «Декларации Независи- мости США» Джефферсон подвергает критике
монархическую форму правления с позиции теории общественного договора и
естественных неотчуждаемых прав человека, и отстаивает принцип народного
суверенитета. Дж. Медисон - автор теоретической конструкции и практической
системы «сдержек и противовесов», лежащей в основе американской политической
системы. Это «отцы-основатели» американской демократии, на взгляды которых
повлияло французское Просвещение. Так, Декларация Независимости провозглашает: «Мы
считаем самоочевидными следующие истины: все люди созданы равными; они наделены
их творцом определенными (прирожденными) неотчуждаемыми правами, к числу которых
относится право на жизнь, свободу и на стремление к счастью; для обеспечения
этих прав люди создают правительства, берущие на себя справедливую власть с
согласия управляемых... «

Влияние взглядов философов - просветителей проявилось также в конституционно-правовых
документах Англии, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г.,
в целом ряде других правовых актов. Примечательна в этой связи, в частности,
статья 16 французской Декларации 1789 г., которая гласит:

«Общество, где не обеспечена гарантия прав и не проведено разделение властей, не
имеет Конституции'». Большой интерес в плане нашей темы представляет и статья 5
этой Декларации: «Закон вправе запрещать лишь деяния, вредные для общества. Все,
что не запре- щено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден делать
то, что не предписано законом». Это первое официальное закрепление данного
правового принципа.

Таким образом, понятие «правового государства» из области идеи начинает
переходить в непосредственную политико-правовую практику.

Powered by Drupal - Design by artinet