Философская методология: абстрагирование, генерализация, моделирование, эксперимент

Для науч. знания хар-но наличие 2 уровней: эмпирич. и теоретич. Для эмпирич. знания хар-на фактофиксирующая деятельность. Теор. знание - это сущностное знание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. На эмпир. уровне выдел. 2 подуровня: наблюдений и эмпирич. знаний. Теория - это обобщение практики, опыта или наблюдений. Теор. уровень имеет 2 подуровня: 1) частн. теор. модели и законы; 2) развитая теория.
Пытаться решить поставленную проблему можно 2 путями: искать нужн. информацию или самост. исследовать ее с помощью наблюдений, экспериментов и теор. мышления. Наблюдение и эксперимент - важнейш. методы иссл-я в науч. знании. Науч. обобщения часто используют ряд особых логических приемов: 1) прием универсализации, который состоит в том, что общие моменты и свойства наблюдаемые в ограниченном множестве экспериментов, распростр. на все возможные случаи. 2) прием идеализации - указываются условия, при кот. описываемые в законах процессы происходят в чистом виде, т.е. так, как в самой действительности они происходить не могут. 3) прием концептуализации - в формулировку законов вводятся понятия, заимствованные из других теорий, и получившие в них достаточно точный смысл и значение. Эмпир. и теор. уровни связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое предшествовало теоретическому.
Важнейшие методы научного познания:
1)Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом 1)
2)Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект недоступный непосредственному исследованию заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих исследователя.
3)Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель искусственно изолирует ряд характеристик исследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. Эксперимент - с его помощью объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе экспер исследователь активно вмешивается в исслед процесс. В процессе н познания применяется и мысленный эксперимент, когда уч в уме оперирует опред образами, мысленно ставит объект в опред условия. Экспер дусторонен. С одной стор он способен подтвердить или опровергнуть гипотезу, а с др - содержит возможность выявления неожиданных новых данных. Т.о. эксперим деятельность облад сложной структурой: теорет основы экс - научные теории, гипотезы; мат основа - приборы; непосредственное осущ экспер; эксперим наблюдение; колич и кач анализ рез эксперим, их теорет обобщение.
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ.- мысленная операция с использованием абстракции отождествления, которая заключается в образование общих и всеобщих значений. Главные моменты здесь - отвлечение от одних свойсвт, не имеющих значений для субъекта, и выявление др.., полагаемых за фундаментальные.
МОДЕЛИРОВАНИЕ -это воспроизведение св-в, структуры и функций объекта знаний на специально устроенной его модели, на его заменителе. Значения, получаемые на модели , не всегда явл. истиной, относящейся к объекту-оригиналу, эта информация вероятностна. Объектом изучения выступает не сама модель - она лишь в каких-то отношениях сходна с оригиналом, но для получения достоверного знания в оригинале, нужно полученную информацию перенести, применяя приемы аналогии на сам объект-оригинал, и проверить эту информацию на нем самом.

Powered by Drupal - Design by artinet