Проблема значимости. Конкретные, общие, всеобщие значения. Философское и научное познание

Гносеология, или теория познания призвана выяснить как характер элементарных составляющих знания - конкретных и всеобщих значений, как и закономерности образования сложных систем значений. при чем здесь в основном смысловые значения - значения как содержательную определенность, как смысл - содержание, опосредованное опосредующим вниманием (рефлексией) .
Значение это определенное содержание отношение субъекта к обозначаемому, закрепленному в знаке; условность, устанавливаемая субъектом как самоорганизующая форма его самореализации в сущем ( себя включающая жизненные акты: воление, мысли, эмоциональности). Все значение явл. продуктом и стороной человеческого взаимодействия с его окружением, выражая человеческое отношение к явлениям этого окружения. Значения значат что-то для нас и не для кого более, не имея значения без нас (без нас вещи фактичны. Однако значения в своей подавляющей массе подуцруются людьми стихийно, не целеполагающе. Поэтому они объективны, независимы по отношению к отдельным индивидам и группам, образуют собой антропориальность - реальность в наших значениях “жизненный мир”. Все значения имманентны антропореальности, являясь ее тканью и структурой. Сама антропориальность есть способ существования тотального субъекта (челов-ва) в купе со взаимосвязанной с ним средой обитания. Антропориальность плюралистична по своему характеру - в ней есть разные сферы значений различаемые по критерию контроля, объективны те значения, которые мы не можем контролировать и, соответственно, субъективны те значения, чья определенность актуально зависит от нас.
Сфера объективных значений : 1) реальные объективные значения (значения-смыслы, постоянные генерируемые человеческим миром, при чем имеется в виду только те значения, которые установлены в согласовании с другими людьми, т. е. зафиксированы в типичных коммуникативных средствах стали предметом традиции), 2) мысленные объективные значения (это доопытные и внеопытные формы упорядочивания нашего мысленного содержания).
Субъективные значения - (то те значения, которые осознано конституируются в данный момент индивидуальной мыслительной деятельности): 1) конкретные значения (конкретное - это категория, выражающая единство, целостность объекта во всем многообразии его связей и отношений) или осознаваемые впечатления возникают в зоне взаимодействия внешних объектов и внутренне непосредственно в субъекте (субъектных состояний), 2) общие значения. Возникают в ходе описательной генерализации, которая представляет собой сравнительное противопоставление значений индивидуальных объектов, отвлечения от индивидуального в них, выделение общего, повторяющегося, значимого для субъекта. 3) всеобщие значения - складываются в ходе схематизирующей генерализации, которая имеет дело уже не со значениями индивидуальных объектов, а с общими значениями, здесь происходит упорядочивание общих значений по общим схемам, напр. бинарных оппозиций, последовательности и т.д. 4) Предельные значения - не обобщаются из всеобщих, а выбираются усмотрением творческого Я из групп эквивалентных всеобщих значений некоторых из них и полагаются на роль предельных (основополагающих).
Философское научное познание. Научное знание обладает высокой точностью. Но точность проникает и в повседневную жизнь. Довольно часто говорят, что оно оперирует абстрактными понятиями. И это утверждение не в полной мере отражает специфику научного познания. Основная специфическая черта науки - наука существует в виде системы теоретических знаний. Наиболее совершенной формой научного знания является теория. Далеко не каждое обобщение является теорией
Философия зиждется на понимании мира и человека с точки зрения разума и знаний. Философия как особый способ духовного освоения мира, есть теоретически сформулированное мировоззрение и исторически первая форма теоретического знания. Специфическая особенность философии в том, что она выступает синтезирующей формой познания. Наука- сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении. Наука рассматривается как целостная система, включающая исторически подвижное соотношение частей: природоведение и обществоведение; философия и естествознание; метода и теории; теоретических и прикладных исследований.
Философия как наука использует научные методы и подходы в изучении и познании внешнего мира. Частные науки явл. одним из методов познания с практической стороны и предоставляют философии конкретные результаты и опыт для дальнейшего развития философской мысли. Такие науки как математика и логистика (составляющие логики) явл. неотъемлемой частью философии и представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Философия пытается постичь реальность полностью, а поскольку общ-во явл. одной из неотъемлемых составных реальности, то и все общественные процессы становятся объектами ее исследования.

Powered by Drupal - Design by artinet