Системы и методы анализа прибыли

Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы и методы ее анализа. Анализ прибыли представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и использования с целью, выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии. По целям осуществления анализ прибыли предприятия подразделяется на различные формы в зависимости от следующих признаков (таблица 1.1).
По объектам исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее распределения и использования. Анализ формирования прибыли проводится обычно в разрезе основных сфер деятельности предприятия – операционной, инвестиционной, финансовой. Кроме того, проводится факторный анализ формирования прибыли. Цель – выявление резервов повышения суммы и уровня прибыли предприятия. Анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям этого использования.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли. Внутренний анализ проводится менеджерами предприятия с использованием всей совокупности имеющихся информативных показателей (включая данные управленческого учета). Внешний анализ прибыли осуществляют налоговые органы, аудиторские фирмы, банки, страховые компании с целью изучения правильности ее отражения, уровня кредитоспособности предприятия и тому подобного.
По масштабам деятельности выделяют следующие формы анализа прибыли:
– анализ прибыли по предприятию в целом, предметом изучения которого является формирование, распределение и использование прибыли на предприятии в целом без выделения отдельных его структурных подразделений;
– анализ прибыли по структурному подразделению;
– анализ прибыли по отдельной операции (по отдельным коммерческим сделкам, операциям, связанным с краткосрочными или долгосрочными финансовыми вложениями, другим операциям).
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли. Полный анализ прибыли проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе. Тематический анализ прибыли ограничивается отдельными аспектами ее формирования или использования. Тематикой анализа прибыли может являться изучение влияния проводимой предприятием налоговой политики на формирование затрат; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности предприятия; эффективность избранной политики распределения прибыли.
По периоду проведения выделяют предварительный, текущий и последующий анализ прибыли. Предварительный анализ прибыли связан с изучением условий ее формирования, распределения или предстоящего использования; с условиями осуществления отдельных коммерческих сделок, финансовых и инвестиционных операций с предварительным расчетом ожидаемой прибыли по ним. Текущий (или оперативный) анализ прибыли проводится в процессе осуществления операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Последующий (или ретроспективный) анализ прибыли осуществляется за отчетный период (квартал, год). Он позволяет полнее проанализировать результаты формирования и использования прибыли предприятия в сравнении с предварительным и текущим ее анализом, так как базируется на завершенных результатах финансового учета и отчетности, дополняемых данными управленческого учета.
Для решения конкретных задач управления прибылью применяется целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов ее формирования, распределения и использования, как в статистике, так и в динамике. В практике управления прибылью в зависимости от используемых методов различают следующие основные системы проведения анализа на предприятии:
– горизонтальный анализ;
– вертикальный анализ;
– сравнительный анализ;
– анализ рисков;
– анализ коэффициентов;
– интегральный анализ.
Горизонтальный (или трендовый) анализ прибыли базируется на изучении динамики отдельных ее показателей во времени. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных видов прибыли, определяются общие тенденции ее изменения (или тренда). В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды горизонтального анализа:
– сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями предшествующего периода;
– сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли отчетного периода с показателями аналогичного периода прошлого года;
– сравнение показателей формирования, распределения и использования прибыли за ряд предшествующих периодов.
Все виды горизонтального анализа прибыли дополняются обычно исследованием влияния отдельных факторов на изменение соответствующих результативных показателей.
Вертикальный (или структурный) анализ прибыли базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды вертикального анализа:
– структурный анализ прибыли (доходов, затрат), сформированной по отдельным видам деятельности;
– структурный анализ прибыли (доходов, затрат) по отдельным видам продукции;
– структурный анализ отдельных видов налоговых платежей в общей их сумме, уплачиваемой предприятием;
– структурный анализ активов;
– структурный анализ капитала;
– структурный анализ распределения или использования полученной прибыли.
Сравнительный анализ прибыли базируется на сопоставлении значений отдельных групп аналогичных ее показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа рассчитываются размеры абсолютных и относительных отклонений сравниваемых показателей. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие виды сравнительного анализа:
– сравнительный анализ показателей уровня прибыли данного предприятия и среднеотраслевых, его цель – оценка своей конкурентной позиции по уровню хозяйствования и выявления резервов дальнейшего повышения эффективности производственной деятельности;
– сравнительный анализ показателей прибыли данного предприятия и предприятий – конкурентов;
– сравнительный анализ показателей прибыли отдельных структурных подразделений предприятия;
– сравнительный анализ отчетных и плановых (нормативных) показателей прибыли, его цель – контроль процесса текущего формирования и использования прибыли и внесение необходимых корректив в направления хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ уровня риска неотделим от анализа уровня прибыли по операциям всех сфер деятельности предприятия – производственной, инвестиционной и финансовой. Это связано с тем, что, определяя меру прибыли по хозяйственной деятельности, следует всегда одновременно определять и меру риска ей сопутствующего. Под хозяйственным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь в ситуации неопределенности, условий осуществления отдельных видов деятельности предприятия. В связи с этим система анализа уровня рисков должна получить широкое использование в процессе управления прибылью предприятия.
Анализ коэффициентов базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования, распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили следующие системы аналитических коэффициентов:
– коэффициенты рентабельности, определяющие эффективность формирования прибыли предприятия (коэффициент рентабельности активов, коэффициент рентабельности собственного капитала, коэффициент рентабельности операционных активов, коэффициент валовой рентабельности реализации продукции, коэффициент рентабельности инвестиций);
– коэффициенты эффективности распределения прибыли, определяющие степень оптимальности распределения и использования полученной предприятием прибыли (коэффициент налогообложения прибыли, коэффициент чистой прибыли, коэффициент капитализации прибыли, коэффициент потребления прибыли, коэффициент инвестирования прибыли);
– другие группы финансовых коэффициентов, характеризующие отдельные аспекты формирования прибыли предприятия (коэффициент платежеспособности, коэффициент финансовой устойчивости, коэффициенты оборачиваемости активов).
Интегральный анализ прибыли позволяет получить наиболее обобщенную характеристику условий ее формирования.

Powered by Drupal - Design by artinet