Зарубежный опыт оценки кредитоспособности заемщика

Помимо расчета и анализа множества финансовых коэффициентов в мировой практике выработан простой, оперативный и достаточно точный метод заблаговременного выделения компаний, которым грозит банкротство, или, что не менее важно, подтверждение отсутствия этого риска. Речь идет о модели предсказания платежеспособности, разработанной на основе "коэффициента Z" (z-score technique) - коэффициента вероятности банкротства. Такие модели сейчас широко используются в США, Великобритании и других странах банкирами, кредитными менеджерами, бухгалтерами, инвесторами и местными властями. Данная модель анализа кредитного риска выглядит следующим образом:
Z = СО + С 1Х1 + С2Х2 + СЗХЗ - С4Х4 + ....
где XI - прибыль до уплаты налога/текущие обязательства (53%);
Х2 - текущие активы/общая сумма обязательств (13%);
ХЗ - текущие обязательства/общая сумма активов (18%);
Х4 - отсутствие интервала кредитования (16%);
СО.....С4 - коэффициенты (проценты в скобках указывают на пропорции модели).
XI измеряет прибыльность, Х2 - состояние оборотного капитала, ХЗ - финансовый риск и Х4 - ликвидность.
Использовать модель, выявляющую компании со сложным финансовым положением, просто. Ключевые величины счета прибылей и убытков и балансового отчета анализируемых компаний закладываются в систему. Искомые соотношения автоматически подсчитываются, и вычисляется Z-коэффициент. Если Z-коэффициент ниже "критического уровня платежеспособности", рассчитанного по данным обанкротившихся компаний, то риск кредитования такой компании очень велик. Если Z-коэффициент положителен, то компания не подвержена такому риску. Очевидно, что чем выше Z-коэффициент, тем лучше положение компании и наоборот. Важно отметить, что используемые финансовые данные могут быть как отчетными, так и прогнозируемыми. Таким образом, будущий риск, связанный с компанией, можно оценить на основе как ее прошлой, так и настоящей деятельности. Фактические данные свидетельствуют, что 98% банкротств в развитых странах за последние 15 лет точно предсказаны при помощи различных моделей.
Можно усилить прогнозирующую роль моделей, трансформировав Z-коэффициент в PAS-коэффициент (Performance Analisys Score - коэффициент анализа деятельности), позволяющий отслеживать деятельность компании во времени. PAS-коэффициент - это просто относительный уровень деятельности компании, выведенный на основе Z-коэффициента за определенный год и выраженный в процентах. Например, PAS-коэффициент, равный 10, свидетельствует, что лишь 10% компаний находятся в худшем положении, что говорит о неудовлетворительной работе данного клиента. Сильной стороной такого подхода к оценке платежеспособности и анализу деятельности является его способность сочетать ключевые характеристики отчета прибылей и убытков и баланса в единое представительное соотношение. Таким образом, рассчитав PAS-коэффициент, каждый, даже имея слабую финансовую подготовку, может быстро оценить финансовый риск, связанный с данной компанией, и принять то или иное решение в отношении ее кредитования.

Powered by Drupal - Design by artinet