Анализ обновления продукции

Важной характеристикой деятельности предприятия по поддержанию конкурентоспособности продукции является ее обновление. Основными направлениями анализа обновления продукции являются:
 анализ общего уровня обновления продукции и его темпов;
 анализ новизны продукции;
 анализ сменяемости продукции.
Общий уровень обновления продукции измеряется долей новой и модернизированной продукции в общем объеме продукции в действующих ценах. К новой продукции относят опытные образцы, обеспечивающие обновление продукции в будущем, изделия установочной партии и изделия первой промышленной партии. Новая продукция базируется на принципиально иной конструкционной основе или других принципах действия. Различают 3 степени новизны:
1. Принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике;
2. Продукция, впервые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги;
3. Продукция новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги.
Модернизированная продукция включает изделия с улучшенными технико-экономическими показателями, измененной материальной основой или дизайном.
Для анализа обновления продукции рекомендуется таблица 21.
Таблица 21
Анализ обновления продукции
Показатели № стр. Стоимость продукции в действующих ценах, тыс. р. Доля в общем объеме продукции,
% Темп роста, % Структура новой продукции, %
преды-дущий год отчет-ный год преды-дущий год отчет-ный год преды-дущий год отчет-ный год
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике
Продукция, впервые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги
Продукция новая для предприятия, имеющая отечественные аналоги 01
02
03
Итого-новая продукция
в т. ч. по стадиям
обновления:
опытные образцы
изделия установочной партии
изделия первой промышленной партии
Модернизированная продукция
Объем обновленной продукции
(04 + 08)
Объем продукции и действующих ценах, всего 04 100 100
05
100 100

06
07
08
09
10

Показатель общего уровня обновления продукции отчетного гола сравнивается с уровнем предыдущего года.
Также анализируется структура новой продукции по степени ее новизны и по стадиям обновления. При оценке новизны продукции необходимо учитывать увеличение доли новой продукции, не имеющей аналогов в мировой практике и доли продукции, впервые осваиваемой в РФ, имеющей зарубежные аналоги. Однако более высокий удельный вес новой продукции, имеющей отечественные аналоги, в объеме новой продукции свидетельствует об увеличении объема новой продукции за счет уже известных в РФ научно-технических достижений.
Для анализа сменяемости продукции определяются показатели:
 коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства (Коп);
 средний возраст выпускаемой продукции.
доля вновь освоенных
изделий в общем выпуске продукции
доля снятых с производства
изделий в общем выпуске продукции
Доля вновь освоенных изделий и снятых с производства могут рассчитываться как по числу наименований продукции, так и по объему их производства в стоимостном выражении.
Коэффициент опережения, рассчитанный по числу наименований продукции, характеризует расширение (Коп  1,0) или сокращение (Коп < 1,0) номенклатуры выпускаемой продукции.
Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средневзвешенная величина, и анализ этого показателя ведется в динамике за ряд лет.
3.9. Анализ качества продукции
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Для анализа качества продукции используются показатели удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах, удельного веса экспортной продукции в общем объеме продукции и коэффициента сортности продукции для оценки качества потребительских товаров.
Для оценки и анализа динамики показателей качества продукции предприятия рекомендуется таблица 22.
Таблица 22
Анализ показателей качества продукции
Показатели № стр. Преды-дущий год Отчетный год Откл. (+,) Темп роста, %
Объем продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов), тыс. р.
в т. ч. объем сертифицированной продукции
Удельный вес сертифицированной 03 продукции, % (стр. 02 : стр. 01  100) Объем экспортной продукции в действующий ценах предприятий, тыс. р.
Удельный вес экспортной продукции в объеме продукции всей, % (стр. 04 : 05 тыс. р. 01  100)
При необходимости в табл. 22, 23 можно ввести плановые показатели, что расширит анализ исследуемого вопроса, с точки зрения достижения запланированного уровня качества вырабатываемой продукции.
Коэффициент сортности продукции можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству продукции;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта. Для этого рекомендуется таблица 23

Таблица 23
Анализ качества продукции
Сорт продукции Цена за единицу, р. Выпуск продукции, кол-во Стоимость выпуска, тыс. р.
предыдущий год отчетный год предыдущий год отчетный год по цене I сорта
предыдущий год Отчетный год
I
II
III
Итого
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема продукции, снижению прибыли и рентабельности. Все случаи брака должны подвергаться тщательному изучению с целью их устранения.
Лекция 4. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия

Powered by Drupal - Design by artinet