Межбюджетные отношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения — это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государствен¬ной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соот¬ветствующих бюджетов.
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
 распределения и закрепления расходов бюджетов по оп¬ределенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
 разграничения (закрепления на постоянной основе и распределения по временным нормативам) регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Фе¬дерации;
 равенства бюджетных прав субъектов Российской Феде¬рации, равенства бюджетных прав муниципальных обра¬зований;
 выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспе¬ченности субъектов Российской Федерации, муници¬пальных образований;
 равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаи¬моотношениях с федеральным бюджетом, равенства ме¬стных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с этими принципами отдельные виды бюд¬жетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и из бюджетов субъектов РФ — в мест¬ные бюджеты.
В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов.
Для обеспечения расходов территориальных бюджетов (республик в составе Российской Федерации, краевых, областных, окружных, местных) они должны иметь со¬ответствующие доходы.
Доходы бюджетов состоят из собственных и регулирующих.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации.
Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые дохо¬ды, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления.
Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения вы¬полнения возложенных на региональные и местные органы вла¬сти функций, экономического и социального развития террито¬рий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регули¬рования передаются регулирующие доходы.
Регулирующие доходы бюджетов — это федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы от¬числений (в процентах) в бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов.
В соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюд¬жетной системы Российской Федерации, который передает ре¬гулирующие доходы.
К регулирующим доходам территориальных бюджетов отно¬сятся также трансферты — средства, поступающие из федераль¬ного и региональных фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленным Правительст¬вом Российской Федерации методике и формуле.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, используются до¬тации, субвенции и субсидии.
Дотация — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов.
Субвенция — это средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвоз¬мездной и безвозвратной основах для осуществления целевых расходов.
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса в случае неце¬левого использования субвенций и субсидий и нарушения сро¬ков их использования сумма их может быть востребована орга¬нами власти, выдавшим эти средства.
Субсидия — это бюджетные средства, передаваемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам на усло¬виях долевого финансирования целевых расходов.
Нужно отметить, что дотация, субвенция и субсидия как ме¬тоды наделения финансовыми ресурсами территориальных бюд¬жетов несовершенны. Эти источники бюджетов лишены стиму¬лирующих свойств, они создают у местных администраций иж¬дивенческое настроение. Такая практика передачи средств не способствует развитию хозяйственной инициативы местных ад¬министраций, снижает их воздействие на экономические про¬цессы на территории и уменьшает на этой основе возможности перевыполнения доходной части их бюджетов, ослабляет финан¬совый контроль.
Тем не менее, отмечая все негативные стороны дотаций, суб¬венций и субсидий, полностью исключить их как методы наде¬ления территориальных бюджетов необходимыми средствами нельзя. При формальном подходе к решению проблемы ликви¬дации дотации этих бюджетов и передаче им в больших разме¬рах отчислений от неустойчивых источников доходов их поло¬жение может быть ухудшено. Это приведет к постоянным кассо¬вым разрывам и необходимости многократного обращения за ссудами из вышестоящих бюджетов. В целом это осложнит фи¬нансирование плановых мероприятий.
Поэтому не везде и не всегда следует стремиться к замене дотаций, субвенций и субсидий любыми средствами. Они необ¬ходимы в тех населенных пунктах, где в силу сложившихся ус¬ловий и проводимой политики в области охраны окружающей среды, наличия исторических памятников и других причин, экономический потенциал не может быть расширен в таких размерах, чтобы обеспечить территориальное формирование до¬ходов. Местные же источники не в состоянии обеспечить по¬крытие необходимых расходов. Примером могут служить города и поселки-курорты, города — исторические и архитектурные заповедники, научные центры и др. Субвенции же следует выда¬вать целевым назначением на определенные мероприятия, на осуществление которых на местах не хватает средств.
Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным ис¬точником формирования доходной базы территориальных бюд¬жетов являются средства, полученные из других бюджетов. В по¬рядке взаимных расчетов часть средств передается из выше¬стоящего бюджета в нижестоящий. Следует отметить, что при этом большая часть оседает в нижестоящих бюджетах.
В значительной степени этот вид доходов в последние деся¬тилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих дохо¬дов этот источник наименее пригоден для обеспечения террито¬риальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюд¬жетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов.

Powered by Drupal - Design by artinet