Реформирование пенсионной системы

Для усиления государственных гарантий прав граждан на пенсионное обеспечение и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной системы намечены пути ее ре-формирования.
Реформирование пенсионной системы предусматривает, что базовые пенсии будут предоставляться всем гражданам И обеспечивать материальные условия жизни при наступ-лении инвалидности, по достижении пенсионного возраста, в случае потери кормильца неза-висимо от наличия трудового стажа. Базовые пенсии будут назначаться в фиксированных размерах, определяемых с учетом прожиточного минимума пенсионера и в зависимости от степени утраты трудоспособности. В то же время н переходном этапе социальная пенсия со-хранится, а базовая пенсия будет представлять собой часть трудовой пенсии.
Трудовые или страховые пенсии предоставляются всем лицам работающим по найму, и другим категориям населения, на которые распространяется обязательное государственное пенсионное страхование.
Все участники общей системы трудовых пенсий должны нести одинаковые обязанно-сти по финансированию этой систем и иметь одинаковые права относительно условий назна-чения и размеров пенсий.
Размер трудовой пенсии по старости будет определяться учетом трудового или стра-хового стажа и заработка. В то ж время механизм исчисления пенсии будет приближен к требованиям, вытекающим из принципов социального страхования. Исходным критерием определения размера пенсии станет цена одного года страхового стажа, выраженная в про-центах к заработку, из которого исчисляется пенсия. Базовая пенсия будет являться мини-мальным размером трудовой пенсии.
Пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца базируются на тех же прин-ципах, что и пенсии по старости. В основном сохранятся условия и нормы назначения этих пенсий соотношение их размеров с размером пенсии по старости.
Пенсии в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными забо-леваниями предоставляются в рамках системы страхования от несчастных случаев и профес-сиональных заболеваний на производстве за счет работодателей.
Индексация пенсий является необходимым условием любой пенсионной системы. Она позволяет предупреждать падение реальной стоимости пенсий в период инфляции и обеспе-чивать установленное соотношение с заработной платой по мере увеличения последней.
Сложившаяся в настоящее время напряженность в области финансирования пенсион-ного обеспечения будет усиливаться. Этому способствует тенденция к снижению численно-сти занятых в экономике и сокращению доли заработной платы в структуре доходов населе-ния. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для по-крытия расходов на пенсионное обеспечение.
В последние годы государственная пенсионная система РФ переживает кризис. Дохо-ды пенсионеров отстают от уровня цен. Основная проблема пенсионного обеспечения — низкий уровень размеров пенсий при достаточно высоком тарифе страховых взносов, упла-чиваемых на цели пенсионного обеспечения. Остро стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму нетрудоспособного на-селения продолжает снижаться. В то же время невозможно повысить минимальный размер пенсии, не увеличивая при этом на еще большую величину максимальный размер пенсии, и, следовательно, сконцентрировать финансовые ресурсы пенсионной системы на решении проблемы низкого уровня минимальных пенсий. В последние годы по причине все еще за-ниженного максимального размера пенсии растет число лиц, получающих пенсию в макси-мальных и близких к ним размерах. Поэтому идет процесс постоянного уменьшения диффе-ренциации размеров основной массы пенсий.
Система пенсионного обеспечения не в состоянии решить задачу — одновременно довести минимальный размер пенсии до уровня прожиточного минимума и осуществить дифференциацию размеров пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада. Решить эту проблему возможно только путем либо значительного увеличения поступлений в Пенсион-ный фонд РФ, либо рационализации и оптимизации самой пенсионной системы.
Из-за невозможности повышения минимального размера пенсии до социально прием-лемого уровня путем линейной индексации всех пенсий в 1993 г. был применен механизм выплаты компенсаций, увеличивающих все пенсии на фиксированную величину.
В 1994 г. линейная индексация пенсий осуществлялась три раза. Проведенное в 1995 г. повышение размера пенсий путем увеличения компенсационной выплаты имело своей це-лью дове¬дение минимального уровня пенсионного обеспечения до 65% прожиточного ми-нимума пенсионера, но в результате опережающего роста цен и недостаточности выделен-ных средств не достигло своей цели. В конечном итоге минимальный размер пенсии в 1995 г. остался на том же уровне, на котором он находился в 1994 г., — около 52% прожиточного минимума пенсионера.
Предпринимались попытки интегрировать компенсационную выплату в законода-тельно установленный размер минимальной пенсии. Однако при очередном линейном по-вышении пенсий это приводит к снижению реального уровня минимальной пенсии.
В условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов, позволяющих повышать размеры пенсий без ущерба для отдельных категорий пенсионеров, невозможно проводите адекватную социальную политику в области пенсионного обеспечения. Доля заработной платы, с которой взимаются взносу на финансирование пенсий, в общих доходах населения за последние годы сократилась более чем на 30 пунктов. Одновременно повысилась доля средств, предоставляемых работникам в виде выплат социального характера. Кроме того, по-стоянно уменьшается численность занятых в народном хозяйстве и наблюдается уклонение от уплаты налогов значительного число налогоплательщиков.
Неблагоприятное соотношение численности плательщиков взносов на пенсионное обеспечение и пенсионеров связано с особенностями российской пенсионной системы, к ко-торым относятся: относительно низкий пенсионный возраст; высокая доля пенсионеров-льготников; возможность получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста.
Пенсионная реформа нацелена в первую очередь на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения, повышение уровня трудовых пенсий за счет пере-распределения имеющихся финансовых ресурсов и улучшения их использования.
На первом этапе пенсионной реформы необходимо учесть пропорции, сложившиеся в распределении ВВП, соотношение среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой усиление процесса старения.
Поэтому в целях снижения экономической нагрузки на трудоспособное население не-обходимо более четко определить круг лиц, нуждающихся в государственных гарантиях по пенсионному обеспечению.
Одна из тенденций — снижение доли занятых в экономике в целом и в том числе по найму, что требует изменения форм пенсионного обеспечения и более тесной увязки уровня пенсий различных категорий пенсионеров с их вкладом в финансирова¬ние пенсионной сис-темы или прошлым трудовым вкладом.
Поскольку в рамках пенсионного законодательства одновременно невозможно обес-печить повышение минимального уровня пенсий и социально справедливую их дифферен-циацию в зависимости от прошлого трудового вклада, то необходим переход к новому по-рядку исчисления размеров пенсий.
К целям пенсионной реформы относятся:
• финансовая стабилизация пенсионной системы и создание предпосылок для устой-чивого развития пенсионного обеспечения на основе государственного пенсионного страхо-вания и бюджетного финансирования;
• рационализация и оптимизация условий предоставления и размеров пенсий;
• совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Реформирование пенсионной системы предусматривает сохранение и укрепление го-сударственной пенсионной системы с учетом необходимости развития новых форм пенсион-ного обеспечения.
Концепция реформирования основана на развитии трехуровневой пенсионной систе-мы, включающей:
1) трудовые и социальные пенсии, выплачиваемые из бюджета тем пенсионерам, ко-торые не сформировали достаточные пенсионные сбережения;
2) обязательную систему пенсионного страхования, построенную по накопительному принципу — обязательные пенсионные взносы работающего населения накапливаются на личных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) добровольные пенсионные сбережения населения в негосударственных пенсион-ных фондах.

Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соот-ветствии с мировыми стандартами. Этот процесс не носит кратковременного характера и рассчитан на Длительный период.

Powered by Drupal - Design by artinet