Федеральные и муниципальные финансовые институты

Институциональные финансы - это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой - реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или иные сферы жизнедеятельности общества.
Как экономическая категория институциональные финансы выражают планомерные отношения между экономическими субъектами по поводу формирования и использования денежных фондов институциональных структур. К ним относятся любые отношения, в которых одним из агентов выступает юридическое лицо органов государственной и другой власти.
Следует различать ИФ в широком и узком смысле. В широком смысле они охватывают все финансы за исключением негосударственных; в узком - государственный бюджет (бюджетную систему). Характер и масштабы их различий определяются спецификой государственного устройства, а также природно-климатическими, историческими, демографическими, экономическими, политическими, социальными и другими особенностями.
В России по КРФ имеются два уровня финансов- государственный и муниципальный. Государственный подразделяется на федеральный и субъективный подуровни. Всем подсистемам и уровням соответствуют свои финансы.
Экономическую базу ИФ составляет институциональная собственность субъектов органов власти. Цель ИФ - денежное обеспечение функций субъектов органов власти. Объективно финансы выполняют функцию распределения и перераспределения стоимостных ресурсов одних субъектов, обладающих значительными жизненными ценностями, к неимущим субъектам-потребителям. Эта функция реализуется через систему финансовых рычагов, в том числе через:
• бюджетную систему (главный из финансовых рычагов - через нее в большинстве стран мира перераспределяется 30-50% ВНП);
• финансовый рынок (перераспределение стоимости финансовых ресурсов путем регулирования валютного курса, учетной ставки, обеспечения кредитной и страховой деятельности);
• ценовой механизм (система цен на государственные товары, государственные закупочные цены и государственное регулирование рыночных цен на отдельные товары и услуги массового потребления);
• бюджетные организации;
• институциональные производственные организации.
Основные методы перераспределения финансовых ресурсов подразделяются на прямые, косвенные и скрытые. К прямым относятся прямые налоги, выплаты и т.д. Среди косвенных наиболее известны изменение курса валюты, косвенные налоги, эмиссия. Скрытые субсидии - повышение пошлины на какие-либо импортные товары приводит к автоматическому росту цен на отечественную продукцию.
Назначение экономической и стимулирующей функций ИФ сводится к созданию относительно лучших финансовых условий для функционирования субъектов общества через предоставление льгот, за счет снижения взимаемого с них дохода. Содержание контрольной функции заключается в обеспечении контроля расходования и использования государственных средств, а также образования и движения жизненных ценностей в обществе, главным образом, в целях полнокровного аккумулирования доходов.
ИФ как субъективный инструмент в действительности осуществляются через институциональную политику, включающую бюджетную, денежно-кредитную, ценовую, приватизационно-национализационную и другие составляющие.
Основная часть управления государственными финансами возлагается на исполнительные органы: правительство, министерства и ведомства.
Правительство реализует финансовую политику государства, осуществляет управление государственными финансами, координирует деятельность федеральных и нижестоящих органов исполнительной власти.
Центральный исполнительный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики в России - Министерство финансов РФ. Его основные задачи:
• разработка и реализация финансовой политики;
• составление и исполнение федерального бюджета;
• совершенствование методов бюджетного планирования, финансирования и отчетности.
Исключительно важные контрольные подразделения Минфин- Федеральное казначейство РФ и Департаменты контроля и аудита. Первое обеспечивает кассовый контроль формирования и целевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Департамент контроля отвечает за состояние финансов государственного сектора, а Департамент аудита - за аудиторский контроль в стране.
Денежно-кредитную политику страны разрабатывает и реализует ЦБ РФ.
Министерство государственного имущества РФ организует управление государственным имуществом для получения доходов неналогового характера (арендной платы, доходов от продажи государственного имущества).
Функционирование финансов государственных организаций, поступлений от эксплуатации государственного имущества, коммерческой деятельности государства курирует Министерство экономического развития и торговли.
Контроль финансов осуществляют как представительные, так и исполнительные органы: Федеральное собрание, Минфин, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет (контроль правильности исчисления, полноты и своевременности взносов в бюджет), Федеральная комиссия по ц/б (деятельность участников фондового рынка) и т.д.
Для контроля за выполнением финансового законодательства создан особый орган - Счетная палата РФ.

Powered by Drupal - Design by artinet