ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООБРАЗОВАНИЕ

Актуальность (смысл) самообразования

Все стремительнее изменяется мир в целом. Тофлер. Условия, обстоятельства жизнедеятельности.

Изменение профессионального мира.
• Необходимость в непрерывном и принципиально не завершаемом профессиональном образовании.
• Чем быстрее меняются жизненные ситуации, тем чаще человеку приходится пересматривать смыслы, цели и способы деятельности, профессиональные перспективы, собственные особенности и возможности развития.
• Профессиональное образование, все для большего количества людей, становится непрерывным и нескончаемым процессом на протяжении всей жизни.
• Субъектом собственной деятельности. Удовольствие от деятельности.

Изменяется и педагогическая деятельность.
Изменения социума. Меняется общество, социальный заказ, требования. Ценности. Соответственно, смыслы, цели, состав и обстоятельства деятельности. Меняются дети. Необходимо меняться и деятелям.

Образование в индустриально развитых странах готовило основную массу людей к выполнению профессиональной деятельности как исполнителей с заранее заданными качествами, в качестве звеньев стабильного технологического процесса.

Противоречивость современной образовательной ситуации. «Профессиональную подготовку осуществляют внешние (по отношению к человеку) структуры (институты, университеты), а профессиональное становление человека является в основном результатом его собственного, внутреннего движения, когда профессионализм становится ценностью для личности» / В.А.Сластенин /.

1. Понятия: образование, самообразование, профессионал

Образование трактовалось лишь как результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.
• Основной путь получение образования – обучение в учебных заведениях.
• Цель – формирование законченных представлений об изучаемых предметах.
• Вопросам личностной включенности, развития собственных возможностей обучающегося не придавалось особого значения.
• Самообразование рассматривалось как простое дополнение к «внешнему» образованию и ограничивалось приобретением знаний путем самостоятельных занятий, без помощи или с помощью преподавателя.

Возрождение лингвистического потенциала слова образование, понимаемого, как создание образа.
• Образование сейчас понимается как внутренний процесс формирования и преобразования человеческого образа, направленный к становлению человека, способного к осознанному саморазвитию, творчески осваивающего ценностные ориентации, являющиеся основой его деятельности и поведения.
• «Образование – становление человека, способного к осознанному саморазвитию, созиданию собственного образа: духовного, душевного, деятельностного. Самообразование – реализация этой способности в личностном и профессиональном росте».
• «Образование - это внутренний процесс развития человеческих Образов, которым человек следует в течение своей жизни. Образование не может кончиться, завершиться – это непрерывный самовозрастающий процесс преображения образов человека и мира».
• «В исходном своем смысле образование означает построение, создание образа человека». «Не следует забывать и о буквальном смысле слова – образование как ОБРАЗОВАНИЕ самого себя».

Таким образом, следует считать, что образование – это внутренний нескончаемый процесс создания, преобразования и возвышения человеческого образа.

Когда под образованием понимается преобразование человеческого образа, развитие, создание образа самого себя, то в образовании, в том числе и в профессиональном, доминантой является самообразование, само-деятельность, где человек – субъект образовательного процесса, способный превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать способы деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

Т. е., образ человеческий формируется самообразованием. И основная направленность образовательного процесса – способствовать воспитанию стремлений, развитию способностей, приобретению знаний самообразования.

• Профессиональное образование - аспект образования, содержание которого определяется конкретной профессиональной деятельности.
• Формирование готовности субъекта самостоятельно осваивать методы и способы профессионального самообразования (Н.С.Пряжников).
• Знания и умения быстро устаревают. Пример: информация - что нужно, где найти, как освоить, использовать. Тоже и с самообразованием – зачем мне это нужно, что образовывать в себе и как.
• Профессионал – как широкое понятие субъекта деятельности.

2. Образовательное пространство профессионального самообразования

Процесс профессионального самообразования осуществляется в более широком образовательном пространстве, чем принято представлять. Состав образовательного пространства:
• Формальное профессиональное образование, с единым стандартом и преподавателями, в большей мере мотивированными к деятельности, чем учащиеся, уже не должно быть единственным приоритетом.
• Не меньшее значение приобретет неформальное (дополнительное) образование, где преподавателей и учащихся действительно связывает общий интерес к предмету деятельности.
• Преобразование самого себя, т.е. самообразование, активно идет через информальное образование - произвольное, неструктурированное взаимодействие со средой искусственно созданной человеком: книги, средства массовой информации, учреждения культуры и т.д.
• Инцедентальное образование - спонтанное, неструктурированном взаимодействии со средой обитания, и при отсутствии специально создаваемой учебной, воспитательной ситуации осваиваются культурные ценности, установки и убеждения, менталитет, знания и опыт поведения.

Непосредственно в профессиональной деятельности – «пятая часть».

В таком случае, основная задача профессионального образования – в «развертывании» профессионального самообразования.

3. Анализ деятельности

Внешние условия – «один человек может привести сотню лошадей к реке, но и, даже, сто человек не смогут заставить одну лошадь пить».

Анализ действий – средство развития деятельности. Анекдот – пилить надо Деятельность – это ряд действий, работ. Анализ – продвижение. Совершенствуя наши действия, мы совершенствуем свою деятельность. Анализируем самое ценное наше достояние – собственный опыт.
Описательный подход. Описываются и анализируются события и явления жизнедеятельности по принципу «что вижу, о том и пою».
Полярно-оценочный подход. Выделяются и анализируются положительные и отрицательные моменты жизнедеятельности.
Проблемный подход. Выделение, анализ и структурирование проблем и противоречий процесса деятельности /с. 14-15/
Системный подход. Анализ процесса деятельности в совокупном единстве и взаимодействии всех компонентов: субъектов, целей, содержания, средств (форм, методов, приемов), результатов и отношений. Акцент делается на ключевых моментах процесса деятельности. Пример системного подхода – педагогическая система Кузьминой. Деятельность тем успешнее, чем лучшее осознается, что же и ради чего человек что-то делает, насколько хороши его средства и методы – чем лучше развита способность к рефлексии.

Powered by Drupal - Design by artinet